Национально-этнические конфликты и их криминогенная роль

Анализ имеющихся в литературе определений национально-этнических конфликтов, позволяет утверждать, что конфликт межнациональный (межэтнический) – это обострение отношений между представителями различных национальностей и этносов на почве объективного или мнимого ущемления законных прав представителей какой-либо национальности. Межнациональным следует считать конфликт, возникший между какими-либо национальностями на почве межнациональной, межконфессиональной вражды, которая может быть обусловлена проявлениями расизма, шовинизма, сепаратизма, территориальных или экономических споров. Этот конфликт может явиться причиной возникновения массовых беспорядков, иной экстремистской и террористической деятельности. Конфликты на этнической, религиозной почве ставят под угрозу целостность государства. К тому же такие конфликты нередко сопровождаются бесчисленными жертвами, которые ни в коей мере нельзя оправдать теми целями, во имя которых они приносятся.

Любой конфликт на межнациональной почве обусловлен, прежде всего, двумя причинами - глубоким экономическим или политическим кризисом, а также ослаблением государственной власти. Основными факторами негативного развития этнополитической ситуации чаще всего являются:

- подрывная деятельность сепаратистов, рассчитанная на провоцирование конфликтов на межэтнической почве;

- усиливающаяся этническая обособленность титульных наций под прикрытием строительства собственной государственности и самоопределения народов;

- усиливающаяся этническая обособленность национальных меньшинств, сопровождающаяся сепаратистскими требованиями об обособлении и образовании национальных районов, автономий, территорий, под предлогом необходимости сохранения народных обычаев и традиций, национального языка, местного самоуправления;

- смещение традиционного межэтнического баланса (в структурах власти, бизнесе, национально-этническом составе населения) в сторону титульной нации; отсюда - усиление напряженности отношений с другими народами, составляющими численное меньшинство;

- отсутствие хорошо продуманной федеральной национальной политики;

- нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в городе, районе, регионе, стране;

- неконтролируемые процессы миграции и связанная с этим криминализация ряда этнических диаспор;

- коррупция, воровство и разбазаривание государственных средств органами местного самоуправления и государственной власти;

- эпизодичность принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мер по противодействию экстремизму на этнической почве;

- высокий уровень безработицы и, соответственно, низкий жизненный уровень населения как питательная среда для формирования кризисных межэтнических процессов.

В Российской Федерации наиболее ярко негативные тенденции в рассматриваемой сфере проявляются в Южном федеральном округе. Например, в настоящее время в Ставропольском крае насчитывается более 100 этносов, наций и народностей, которые различаются по национальным, культурным, экономическим основаниям. Если тенденция сохранится, то к 2025 г. соотношение русскоязычного и приезжего населения будет 50:50. Это приведет к обострению национальных конфликтов [5].

Зарождению межэтнической напряженности на территории субъектов РФ в частности способствует еще одна тенденция, выявленная по итогам переписи 2002 г. Эта перепись выявила тенденции сокращения практически во всех республиках Северного Кавказа численности славянского населения (русских, украинцев, белорусов немцев, евреев, в отдельных регионах и армян (Дагестан)) - как за счет естественной убыли, так и в результате миграционного оттока. Одновременно отмечался рост коренного населения, главным образом за счет естественного прироста (только в РСО - Алания миграционный прирост осетин примерно вдвое превысил естественный) [6]. Но и в последнем случае определенной социальной напряженности не избежать, хотя в данном случае происходит взаимодействие групп, принадлежащих к локальным вариантам одной культуры. Так как влияние миграции проявляется прежде всего в росте нагрузки на рабочие места и социально-культурную инфраструктуру территории, в усилении конкуренции на рынке труда, что также негативно влияет на обстановку в этих регионах и зачастую приводит к противоречиям между мигрантами и местным населением, повышается степень социально-психологической дезориентации, как принимающей, так и переселившейся группы.

Так, например, в Карачаево-Черкесии в настоящий момент является острой проблема чеченских беженцев. Официально их зарегистрировано в миграционной службе около 4 тыс. человек. Реально, как признают в МВД республики, их количество не поддается точному учету, так как большинство чеченцев живет в Карачаево-Черкесской Республике нелегально. Приблизительно чеченская диаспора в республике насчитывает около 22 тыс. человек. В результате получается, что беженцев из Чечни в Карачаево-Черкесии больше, чем, например, коренных ногайцев. А если их численность будет продолжать расти, то они могут превысить и численность абазин, и черкесов. Такой стремительный наплыв беженцев волнует жителей республики, так как подрывает сложившееся межнациональное равновесие, традиционные отношения между коренным населением. Этот процесс усугубляют сами беженцы. Они организовали и официально зарегистрировали свою национально-культурную автономию. После этого чеченская диаспора начала предпринимать наступательные шаги в кадровом, этнодемографическом и информационном пространстве республики. Руководство диаспоры стремится институировать чеченцев в качестве нового коренного народа с получением определенных привилегий и распространением влияния на все сферы общества и хозяйственной жизни республики. При этом чеченские беженцы игнорируют местную культурную среду, сложившуюся систему национальных «сдержек и противовесов» в республике, когда ни один народ не может получить что-либо за счет другого. Это приводит к конфликтам и стычкам на бытовом уровне с местным населением.

Вместе с тем, перемещение в этнически родственную среду несет наименьший объем угроз для этнокультурной безопасности России и основных социальных субъектов, объектов. Тем не менее, и оно порождает ряд проблем. Прежде всего, это проблема оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам, обустройства трудовых мигрантов. Неэффективное ее решение ведет к маргинализации больших групп населения, росту конфликтогенного фона в местах прибытия.