Национально-этнические конфликты и их криминогенная роль

Контрольная работа: Национально-этнические конфликты и их криминогенная роль

Содержание

Задание 1. Национально-этнические конфликты и их криминогенная роль.

Понятие и виды национально-этнических конфликтов. Механизм их использования в разрушительных политических процессах. Мотивация организации национально-этнических конфликтов, условия их возникновения и реализации. Характер преступной деятельности в межнациональных столкновениях. Основные направления антикриминогенной этнической политики

Задание 2. Разработать анкету по опросу работников правоохранительных органов о коррупции.

Анкета должна включать в себя, во-первых, обращение к респондентам, в котором обосновывается актуальность исследования, даются краткие пояснения по технике заполнения анкеты, характеризуются условия, обеспечивающие достоверность полученных результатов. Во-вторых, формулируются вопросы (не менее 15-18) и варианты ответов на них (подсказки). Паспортичка (вопросы установочного характера (о поле, возрасте, роде занятий респондента) должны находиться в заключительной части анкеты

Список использованной литературы

1. Национально-этнические конфликты и их криминогенная роль.

Понятие и виды национально-этнических конфликтов. Механизм их использования в разрушительных политических процессах. Мотивация организации национально-этнических конфликтов, условия их возникновения и реализации. Характер преступной деятельности в межнациональных столкновениях. Основные направления антикриминогенной этнической политики.

Ответ.

В современном мире практически не осталось мононациональных государств, многие сограждане принадлежат к различным этнокультурным, этноконфессиональным и расовым группам. Многонациональность, мультикультурность и полиэтничность ныне являются глобальными и универсальными характеристиками современного мира. Но в то же время ярко выраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народов и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни [1]. Это происходит фактически во всех регионах мира. Весьма активно это происходило в СССР, а сегодня в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В том числе и в РФ, где проживают представители 160 народов, а практически все субъекты РФ полиэтничны, это также обусловлено общим союзным прошлым.

В настоящее время именно принадлежность к определенной этнической группе, наличие ярко выраженного этнического самосознания являются одним из факторов объединения людей в малые социальные группы в структуре общества в целом. В большинстве регионов мира сосуществование этнических групп имеет исторически обусловленный характер. Следствием миграций еще в советское время стало также образование довольно крупных диаспор, главным образом в городах. Например, практически на всех территориях тех субъектов РФ, где тот или иной этнос представлен этническим меньшинством, как правило, существуют национальные диаспоры, которые, объединяют лиц по принципу этнической идентичности, проживают на территории того или иного субъекта, сохраняя свои традиции, общность языка, обычаи, ментальность, помогают своим соплеменникам. Нельзя также утверждать, что новый тип расселения этнических групп однозначно обернулся их ассимиляцией. В данном случае сказывается феномен исторически выработавшейся оптимальной межэтнической дистанции: не препятствуя межгрупповому взаимодействию, она в то же время обеспечивает целостность и эффективное воспроизводство этнических культур, сохранение этнокультурной идентичности [2].

В последнее время также проявляются тенденции к достаточно быстрой мобилизации этнического состава практически во всех регионах мира, в том числе и в РФ. То есть этническая структура регионов РФ изменчива, и меняется она в первую очередь под воздействием двух причин. Во-первых, из-за разницы в темпах естественного прироста соседствующих групп, во-вторых, под влиянием этнических миграций. Последние быстро меняют этническую структуру населения и, таким образом, размывают устоявшуюся систему межэтнических дистанций, что само собой порождает определенную социальную напряженность на принимающей территории и, по сути, порождает потенциальную стадию начала национально-этнических конфликтов на этой территории.

В специальной литературе приводится как весьма широкий спектр интерпретации национально- этнических конфликтов, так и перечень их названий – этнический, межнациональный, межэтнический и т.д.  Так, по мнению В.А. Тишкова׃ «Под этническим конфликтом понимается любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном и интрагосударственном уровнях, при котором, по крайней мере, одна из сторон организуется по этническому принципу или действует от имени этнической группы. Обычно это конфликты между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. И поэтому столь же обычно меньшинство ставит под вопрос сложившуюся государственность и существующие политические структуры» [3].

По мнению М.Д. Давитатзе, «Межэтнический (межрелигиозный) конфликт является крайней формой острых противоречий между людьми разных национальностей (разной конфессиональной принадлежности), коренящихся в объективных закономерностях экономического, исторического и политического характера. При этом одной из таких закономерностей является обусловленность нормального развития культурной общности (этнической или религиозной) материальными факторами, к числу которых, прежде всего, относится обособленная территория. Поэтому предметом межнационального конфликта с точки зрения права могут быть как территории, так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национально-этнической группы, их имущественные и неимущественные права» [4].