Модели рыночной экономики

Современная зрелая рыночная экономика реально существует, прежде всего, в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 29 государств, в том числе США, Канада, Япония и Германия. Изучение опыта экономического развития этих стран позволяет сделать вывод, что зрелая рыночная экономика может быть только в условиях зрелого капитализма, т.е. общественного строя, прошедшего длительный исторический путь, а направлении всестороннего развития товарно-денежных отношений, демократических институтов и политической системы.

Реальной капиталистической системе присущи три главных признака:

1. смешанная экономика при преобладании частной собственности

2. распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма, который выдаёт конкретные сигналы: капиталистам - на прибыль, трудящимся - на заработную плату, а потребителям - на цены;

3. высокий уровень капитализации доходов, которые направляются на прирост наличного капитала в материально-вещественной, денежной или иной физической форме, а также на прирост "человеческого капитала" в виде повышения уровня образования и знаний.

Нетрудно понять, что названные признаки формируют вполне естественный мотивационный механизм развития производства и общества, их совершенствования. В условиях господства частной собственности и демократии всегда остаётся значительное место для других форм собственности - государственной, коллективной, акционерной, муниципальной и проч. Всё дело в их сосуществовании и соревновании. Жизнь показала, что частная форма собственности в большинстве случаев более эффективна, чем другие. Встроенная в рыночный механизм сигнальная система создаёт чёткие ориентиры предпринимателям на уровень нормы прибыли, которую они могут получить при инвестировании в той или иной отрасли или регионе, рабочим - на уровне оплаты труда на разных предприятиях и покупателям - на уровне цен в зависимости от места расположения торговой точки.

В отличие от капитализма реальной социалистической системе присущи 5 признаков:

1. господствующее положение государственной формы собственности;

2. централизованное, нерыночное распределение ресурсов;

3. практическое отсутствие рынка и конкуренции;

4. централизованное управление и планирование;

5. фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами.

Эти признаки формируют искусственный, заданный по команде "сверху", то есть принудительный, административный механизм развития производства и общества. Отсутствие у этого механизма элементов конкуренции и внутренней экономической мотивации к труду, то есть механизма органического саморазвития делает процесс совершенствования производства весьма проблематичным. Во всяком случае он зависит от команды и финансовых ресурсов, которые даются "сверху", "внизу" же находятся не самостоятельные и заинтересованные хозяева, а исполнителя. Недаром большевики всегда стремились прежде всего к полному уничтожению частной собственности, рынка и конкуренции, к сверхцентрализации власти в одних руках и делали упор в планировании не на гармоничное развитие экономики, а на так называемые ведущие звенья и всерьёз полагали, что страной может управлять даже кухарка, если дать ей всю полноту власти. [4]

1.3 Государственное регулирование рыночной экономики

Регулируемая рыночная экономика - это экономика свободного рынка, регулируемая государством с помощью системы экономических мер и профессионального законодательства. Существует три уровня регулирования рынка. Первый - саморегулирование, то есть свобода действий производителя, субъектов производства. Второй - регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества. Третий уровень - государственное регулирование. О степени вмешательства государства в экономику давно идут споры между теоретиками разных направлений и школ.

Государственное регулирование экономики имеет различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное. Это связано с недостатками рыночного механизма:

1. Развитие рыночной экономики неизбежно сопровождается концентрацией производства и возникновением монополии. А монополия ведёт к застою и торможению прогресса. В настоящее время считается, что для нормальных, конкурентных отношений должно быть 8-15 производителей, по крайней мере не меньше 4-5.

2. Рыночная экономика является нестабильно функционирующей системой вследствие действия основных экономических законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренция и др.

3. Рыночной экономике свойственна дифференциация доходов производителей. Действие рыночного механизма направленного, прежде всего на обеспечение эффективности производства, в силу этого он воспроизводит социальное неравенство. Чтобы изменить ситуацию, общество должно вмешиваться в процесс функционирования рыночного механизма, и это относится к любой модели рыночной экономики.

Современное государственное управление рыночной экономикой должно осуществляться в следующих направлениях:

1. Эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства;

2. Создание и поддержка правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей;

3. поддержание конкурентной среды и мер, направленных на недопущение монополизации экономии;

4. производство общественных благ, образование, фундаментальная наука, правоохранительная деятельность, сфера услуг, реализация задач, связанных с обороной страны;

модель рыночная экономика

5. минимизация негативных побочных эффектов о рыночной деятельности, в частности охрана окружающей среды;

6. преодоление высокой социальной дифференциации общества, поддержка социально уязвимых групп населения.

Важной функцией государства является выработка и реализация национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере.

← Пред. стр. 2 из 9 След. стр. →
Вперед: Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг
Назад: Международная экономическая интеграция
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)