Модели рыночной экономики
Современная зрелая рыночная экономика реально существует, прежде всего, в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 29 государств, в том числе США, Канада, Япония и Германия. Изучение опыта экономического развития этих стран позволяет сделать вывод, что зрелая рыночная экономика может быть только в условиях зрелого капитализма, т.е. общественного строя, прошедшего длительный исторический путь, а направлении всестороннего развития товарно-денежных отношений, демократических институтов и политической системы.
Реальной капиталистической системе присущи три главных признака:
1. смешанная экономика при преобладании частной собственности
2. распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма, который выдаёт конкретные сигналы: капиталистам - на прибыль, трудящимся - на заработную плату, а потребителям - на цены;
3. высокий уровень капитализации доходов, которые направляются на прирост наличного капитала в материально-вещественной, денежной или иной физической форме, а также на прирост "человеческого капитала" в виде повышения уровня образования и знаний.
Нетрудно понять, что названные признаки формируют вполне естественный мотивационный механизм развития производства и общества, их совершенствования. В условиях господства частной собственности и демократии всегда остаётся значительное место для других форм собственности - государственной, коллективной, акционерной, муниципальной и проч. Всё дело в их сосуществовании и соревновании. Жизнь показала, что частная форма собственности в большинстве случаев более эффективна, чем другие. Встроенная в рыночный механизм сигнальная система создаёт чёткие ориентиры предпринимателям на уровень нормы прибыли, которую они могут получить при инвестировании в той или иной отрасли или регионе, рабочим - на уровне оплаты труда на разных предприятиях и покупателям - на уровне цен в зависимости от места расположения торговой точки.
В отличие от капитализма реальной социалистической системе присущи 5 признаков:
1. господствующее положение государственной формы собственности;
2. централизованное, нерыночное распределение ресурсов;
3. практическое отсутствие рынка и конкуренции;
4. централизованное управление и планирование;
5. фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами.
Эти признаки формируют искусственный, заданный по команде "сверху", то есть принудительный, административный механизм развития производства и общества. Отсутствие у этого механизма элементов конкуренции и внутренней экономической мотивации к труду, то есть механизма органического саморазвития делает процесс совершенствования производства весьма проблематичным. Во всяком случае он зависит от команды и финансовых ресурсов, которые даются "сверху", "внизу" же находятся не самостоятельные и заинтересованные хозяева, а исполнителя. Недаром большевики всегда стремились прежде всего к полному уничтожению частной собственности, рынка и конкуренции, к сверхцентрализации власти в одних руках и делали упор в планировании не на гармоничное развитие экономики, а на так называемые ведущие звенья и всерьёз полагали, что страной может управлять даже кухарка, если дать ей всю полноту власти. [4]
1.3 Государственное регулирование рыночной экономикиРегулируемая рыночная экономика - это экономика свободного рынка, регулируемая государством с помощью системы экономических мер и профессионального законодательства. Существует три уровня регулирования рынка. Первый - саморегулирование, то есть свобода действий производителя, субъектов производства. Второй - регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества. Третий уровень - государственное регулирование. О степени вмешательства государства в экономику давно идут споры между теоретиками разных направлений и школ.
Государственное регулирование экономики имеет различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное. Это связано с недостатками рыночного механизма:
1. Развитие рыночной экономики неизбежно сопровождается концентрацией производства и возникновением монополии. А монополия ведёт к застою и торможению прогресса. В настоящее время считается, что для нормальных, конкурентных отношений должно быть 8-15 производителей, по крайней мере не меньше 4-5.
2. Рыночная экономика является нестабильно функционирующей системой вследствие действия основных экономических законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренция и др.
3. Рыночной экономике свойственна дифференциация доходов производителей. Действие рыночного механизма направленного, прежде всего на обеспечение эффективности производства, в силу этого он воспроизводит социальное неравенство. Чтобы изменить ситуацию, общество должно вмешиваться в процесс функционирования рыночного механизма, и это относится к любой модели рыночной экономики.
Современное государственное управление рыночной экономикой должно осуществляться в следующих направлениях:
1. Эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства;
2. Создание и поддержка правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей;
3. поддержание конкурентной среды и мер, направленных на недопущение монополизации экономии;
4. производство общественных благ, образование, фундаментальная наука, правоохранительная деятельность, сфера услуг, реализация задач, связанных с обороной страны;
модель рыночная экономика
5. минимизация негативных побочных эффектов о рыночной деятельности, в частности охрана окружающей среды;
6. преодоление высокой социальной дифференциации общества, поддержка социально уязвимых групп населения.
Важной функцией государства является выработка и реализация национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере.
Назад: Международная экономическая интеграция
- Административное право (51)
- Английский язык (21)
- Военная подготовка (27)
- Гражданско-процессуальное право (19)
- Гражданское право (119)
- История государства и права зарубежных стран (18)
- История отечественного государства и права (53)
- Конституционное право (87)
- Латинский язык (1)
- Международное право (54)
- Международные отношения (290)
- Муниципальное право (16)
- Налоговое право (83)
- Правоохранительные органы (22)
- Предпринимательское право (11)
- Прочее (11)
- Семейное право (26)
- Таможенное право (71)
- Теория государства и права (106)
- Трудовое право (76)
- Уголовно-процессуальное право (141)
- Уголовное право (178)
- Экологическое право (3)