Международный аспект сирийско-иракских отношений

Ряд видных политиков, таких, например, как Сабри Аль-Асали, призывал к союзу с Ираком. Показательной в этом отношении является политика начальника Генштаба генерала Хосни Аз-Заима, который придя к власти в Сирии в результате совершенного им военного переворота в марте 1949 года, сразу предложил Ираку подписать с Сирией военный союз. Такой шаг был продиктован имевшимися у него опасениями в связи с возможной негативной реакцией на переворот со стороны Египта и Саудовской Аравии, которые поддерживали свергнутого Ш. Аль-Куатли. Однако когда Аз-Заим убедился, что Каир и Джидда готовы договариваться с ним, он постепенно охладел к союзу с Багдадом. В период нахождения у власти в САР Сами Аль-Хинауи Народная партия стала правящей и в стране резко усилились проиракские настроения. Президент Сирии X. Аль-Атаси, поддержанный другими проиракски ориентированными политиками, выступал за быстрое создание федерации или союза с Ираком. Такие настроения не могли не насторожить сирийскую армию, прежде всего ее офицерский корпус. В результате военного переворота в декабре 1949 г. в Сирии была установлена военная диктатура во главе с полковником Адибом Аш-Шишекли. В период всего правления Аш-Шишекли Ирак предпринимал неоднократные попытки его свержения.

С падением диктатуры Аш-Шишекли в 1954 г. в Сирии, казалось, сложились весьма благоприятные условия для объединения с Ираком, когда практически все сирийское политическое руководство стояло на проиракских позициях. Однако эти политики отражали интересы старых консервативных помещичье-феодальных, компрадорских кругов Сирии и уже не могли соперничать с набирающими политический вес леворадикальными националистическими силами внутри САР, в авангарде которых находились молодые сирийские офицеры. Окончательным поражением проиракской партии в САР стал февраль 1955 г., когда в результате ожесточенной борьбы по вопросу о присоединении Сирии к багдадскому пакту в отставку ушло правительство Фареса Аль-Хури. Предпринятые в 1955–1957 гг. Ираком безуспешные попытки подорвать рост леворадикальных сил в армейской среде Сирии обернулись на деле сближением Сирии с Египтом и созданием в 1958 г. ОАР. А в самом Ираке летом 1958 г. прогрессивно настроенные армейские офицеры во главе с Абдель Каримом Касемом совершили военный переворот, в результате которого был положен конец монархическому режиму в стране. Радикализация иракских властей не помешала вновь пришедшим к власти в САР после распада ОАР в 1961 г. представителям прежних правящих элит объединить свои усилия с новым руководством в Багдаде для борьбы со сторонниками идей насеризма в САР. Приход к власти в Сирии и Ираке Партии арабского социалистического возрождения (Баас) привнес идеологическую составляющую в отношения двух государств. Так, в период межфракционной борьбы в сирийской Баас (ПАСВ) в 1962–1966 гг. лидер леворадикального крыла ПАСВ Хамуд Аш-Шуфи пользовался поддержкой Али Салиха Саади из иракской Баас. В результате февральских 1966 г. событий в САР к власти в стране пришло леворадикальное крыло партии во главе с Салахом Джадидом. Основатели и идеологи партии Мишель Афляк и Салах Ад-Дин Аль-Битар были вынуждены выехать из Сирии.

В отношениях между партиями двух стран наступил новый этап. В обстановке, когда баасистские руководители ощущали свою слабость и неуверенность на властном поприще, вопрос о признании или непризнании законности их власти играл ключевую роль в отношениях двух партий. В 1970 г. к власти в Сирии пришел Хафиз Аль-Асад. В результате июльских событий 1968 г. в Ираке была восстановлена власть партии «Баас». Это привело к возникновению непростой ситуации, когда связи между двумя партиями, по сути, определяли отношения между двумя государствами. Нашедший убежище в Ираке М. Афляк усиливал позиции иракских баасистов в их претензиях на законное лидерство в арабском мире.

Стабилизация и укрепление баасистских режимов в Сирии и Ираке в 70-х годах обострили борьбу между двумя странами за влияние в регионе, с одной стороны, и несколько снизили накал противоречий по вопросу признания их легитимности, с другой.

В 1977 г. напряженность в отношениях между двумя странами несколько спала. В условиях, когда Египет пошел на сепаратный мирный договор с Израилем, руководства Сирии и Ирака решили упрочить свои двусторонние отношения. Сирийский президент выступил с инициативой укрепления связей между двумя странами. Путем союза с Багдадом Дамаск рассчитывал упрочить свои позиции перед лицом Израиля, а Багдад, несколько смягчив свою непримиримую позицию, пытался сплотить вокруг себя антиегипетский фронт арабских стран. В то же время претензии иракских руководителей на лидерство в арабском мире, их настойчивые требования принятия самых решительных мер в отношении Египта тормозили процесс сближения двух стран.

Только в октябре 1978 г. Асад посетил Багдад и обсудил с иракскими лидерами перспективы сирийско-иракского союза. Однако усилившаяся к тому времени в Ираке борьба за власть привела в итоге к разрыву отношений между Дамаском и Багдадом. Пришедший к власти в Ираке в 1979 г. Саддам Хусейн посчитал, что бывший президент Ирака Хасан Аль-Бакр стремился использовать сближение с Сирией для противодействия ему и организации переворота в Ираке. В 1982 г. Сирия закрыла свою границу с Ираком и прекратила перекачку иракской нефти по нефтепроводу Киркук-Банияс. Военные успехи Ирана в мае 1982 г. и ухудшение отношений с Сирией способствовали тому, что Ирак стал искать подходы к налаживанию отношений с Египтом. Сирийско-иракские отношения оказались окончательно прерванными, после того как Сирия в одностороннем порядке поддержала Иран в войне с Ираком.

← Пред. стр. 2 из 5 След. стр. →
Вперед: Место и роль Египта в реформировании и укреплении Лиги Арабских Государств
Назад: Анализ субъектов международного права
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)