Культурная дипломатия России

Культурная дипломатия является важной составной частью государственной политики страны. Она охватывает культурно-гуманитарную сферу, ориентирована на интеграцию страны в мировое культурное пространство. Разумеется, в разных странах уровень причастности государства к международной культурной деятельности различен. Он зависит от степени развития государства, национальных традиций и культурного потенциала страны, но, прежде всего – от финансовых возможностей государства и его целеустановок в этой сфере [11; стр. 215].

Сложившаяся в мире система координации, стимулирования и организации международной культурной деятельности позволяет выделить следующие задачи, которые решаются с участием министерств иностранных дел, а также других государственных институтов, и могут формулироваться как задачи культурной дипломатии. В их числе:

ü ознакомление зарубежной общественности с культурой собственной страны;

ü использование культурных обменов и других культурных проектов для повышения престижа и облика страны и создания благоприятных условий для совершенствования сотрудничества в смежных сферах, например, в экономике и политике;

ü ознакомление собственной общественности с культурным достоянием других стран;

ü содействие научным обменам и сотрудничеству в сфере науки, поддержанию высокого научно-технологического уровня, соответствующего мировым стандартам;

ü сотрудничество в сфере спорта, туризма;

ü укрепление позиций языка своей страны за рубежом;

ü культурное обслуживание соотечественников за рубежом.

При всем национальном своеобразии культуры и культурной дипломатии каждой страны стоящие перед ней задачи в основном укладываются в приведенный выше перечень, хотя решаются они с большими различиями в приемах, методах и с учетом имеющихся ресурсов. Конечно, культурное общение и культурные обмены самоценны. Они обогащают национальные культуры, содействуют интеллектуальному и нравственному совершенствованию человечества. Однако государственная власть зачастую смотрит на культуру в большей степени как на средство повышения своего имиджа, создания благоприятных условий для воздействия на общественное мнение зарубежных стран, внедрения силами культуры определенных взглядов и воззрений, формирования поведенческих стереотипов населения. Нередко инструменты культуры используют для политической демобилизации населения, или наоборот, когда это необходимо, для мобилизации общества вокруг определенных идеологических догматов и политических программ.

С середины прошлого века культурная дипломатия стала все шире использоваться по существу в деструктивных целях, для манипулирования общественным мнением, внедрения в сознание общества выгодных тем или иным политическим силам взглядов и представлений [3; стр. 48].

Нельзя, однако, не видеть, что в наш век абсолютного приоритета узкопонимаемых государственных и национальных интересов, верховенства экономической и военной силы, эгоистических и индивидуалистских начал, падения нравственных и моральных ценностей, религиозной и расовой нетерпимости последней надеждой на спасение мира от глобального конфликта становится межцивилизационный диалог. Диалог, который не может обойтись без культурной дипломатии. Именно дипломатии, а не силового экспорта политических, идеологических и религиозных постулатов.

2. Дипломатическая служба России в области культуры

2.1 Организация дипломатической службы в области культуры

Задача координации международной культурной политики и деятельности в сфере культуры стала особенно актуальной в России после распада Советского Союза. Дело в том, что в СССР вся эта деятельность была строго централизована, находилась под единым управлением Министерства культуры и полностью финансировалась из государственного бюджета. Это позволяло, с одной стороны, иметь полный обзор всего происходящего в сфере культурных обменов, четко планировать, финансировать и контролировать соответствующие мероприятия. Объединение под единым государственным руководством всей международной культурной деятельности страны позволяло маневрировать имеющимися ресурсами и реализовывать крупные культурные программы и мероприятия как за рубежом, так и в СССР. Фестивали, недели и месячники культуры, крупные выставки были нормальным явлением в тот период.

С другой стороны, при такой системе осуществлялся жесткий идеологический контроль, сковывалась инициатива отдельных субъектов культурной деятельности, творческие работники были лишены возможности работать за рубежом и непосредственно приобщаться к опыту и достижениям зарубежной культуры [4; стр. 55].

Распад СССР внес принципиальные изменения в функционирование внешнеполитического механизма по осуществлению международной культурной политики России. В первые годы после "беловежья" основное внимание было отведено решению внутренних политических и экономических задач по слому прежней системы и срочного выстраивания нового режима на основах либерального капитализма. Вопросы же, касающиеся сферы культуры, фактически не рассматривались. В 90-е гг. по сути дела прекратили работу государственные структуры внешней пропаганды и распространения культуры вовне. Да и государство в целом значительно ослабло, исчезла государственная идеология, потерялись общенациональные цели, размылось национальное самосознание [5]. С распадом СССР была ликвидирована государственная монополия на культурную деятельность, а вместе с ней рухнула и вся существовавшая ранее система международных обменов. Произошла децентрализация международного культурного сотрудничества, изменились права собственности, резко сократилось бюджетное финансирование различных культурных проектов. Российское культурное присутствие за рубежом, число крупных престижных для страны мероприятий резко сократилось. Выросла частная активность в гастрольной и выставочной деятельности, финансирование за счет иностранных спонсоров. Однако мероприятия в таком формате не обеспечивали в полной мере интересы государства, поскольку проводились вне рамок государственных программ и не служили задаче повышения культурного престижа страны в целом [2; стр. 361].

В этих условиях функции координации международной культурной деятельности перешли к Министерству иностранных дел России. В основном это касалось организационной работы, согласования планов и программ, выработки и заключения международных договоров. Адекватного поставленным задачам бюджетного финансирования Министерство иностранных дел не получало.

Лишь постепенно ситуация менялась к лучшему, по мере того, как политическое руководство осознавало важность проведения активной культурной дипломатии, а финансовое положение страны стало улучшаться и позволять проведение затратных международных культурных проектов [5].

В системе федеральных органов исполнительной власти МИД России являлось головным органом в области организации международного культурного сотрудничества. На него была возложена одна из важнейших функций по реализации федеральной целевой программы "Культура России".

← Пред. стр. 2 из 8 След. стр. →
Вперед: Нефтегазовые ресурсы Мирового океана
Назад: Всемирная торговая организация и ее роль в мировой экономике.
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)