Корейская война 1950-1953 годов

Реферат: Корейская война 1950-1953 годов

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА 1950-1953 гг.

Корея накануне войны

Один из самых кровавых конфликтов 1950-х гг. Корейская война 1950-1953 гг. оказалась одним из самых кровавых вооруженных конфликтов второй половины XX в. Она началась как гражданская война, но быстро разрослась до международного противостояния между «лагерем социализма» и «лагерем империализма». Мир, затаив дыхание, следил за тем, не перерастет ли конфликт границы Корейского полуострова, и не выльется ли в Третью мировую войну с применением ядерного оружия как США, так и СССР.

До сих пор нет точных цифр о тех человеческих потерях, которые понесли враждовавшие стороны в этой войне. Общие потери Северной Кореи составили приблизительно 1 миллион 131 тысячу человек убитыми и ранеными. Потери Южной Кореи: 147 тысяч погибших солдат, 839 тысяч раненых и пропавших без вести и 245 тысяч погибших среди гражданского населения. О потерях сре ди китайских добровольцев, участвовавших в войне в Корее, точных данных нет. По приблизительным подсчетам, их количество составило около 1 миллиона человек. Войска из миротворческого контингента ООН потеряли в Корее 142 тысячи человек убитыми и ранеными. В частности, потери американских войск, составивших до 90% «голубых касок», равняются 33629 человек убитыми и 103 284 ранеными.

Предыстория конфликта. Корея, потерявшая независимость в результате русско-японской войны 1904-1905 гг. и ставшая протекторатом Японии, сохраняла этот статус до конца Второй мировой войны. Напомним, что для Японии она закончилась поражением. Вопрос о дальнейшей судьбе поствоенной Кореи был поставлен на Ялтинской конференции «Большой тройки» (СССР, Америка, Англия) в феврале 1945 г. Тогда президент США Ф. Д. Рузвельт предложил И.В. Сталину взять Корею под совместную опеку, пока там не будут сформированы демократические органы власти.

В дальнейшем планы мирного обустройства Кореи нашли отражение в решениях Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.). Там встал вопрос о том, кто будет освобождать Корею. Советская делегация предложила такой план: полуостров освобождают части Советской Армии, а морские и воздушные операции проводят американские войска.

Однако 14 августа 1945 г. американский президент Г. Трумэн предложил иной вариант: советские войска освобождают полуостров с севера до 38-й параллели, а американская армия подходит к этой линии с юга. Предложение американцев было принято советской стороной. Таким образом и возникла пресловутая «38-я параллель», ставшая по сути дела границей между Севером и Югом страны.

Согласно договоренностям, части советской армии освободили от японцев северную часть полуострова и вышли к 38-й параллели 16 августа 1945 г., американские части подошли к ней с юга только 7 сентября.

Московская конференция. Освобождение Кореи от японской оккупации привело к возникновению разных точек зрения в отношении будущего ее обустройства.

В декабре 1945 г. на очередной, теперь Московской, конференции министров иностранных дел стран-союзниц, было решено образовать Временное демократическое правительство Кореи. Оно должно было помочь советско-американской комиссии разработать меры по установлению четырехсторонней опеки (СССР, США, Китай и Великобритания) над Кореей сроком на пять лет. Однако это решение великих держав привело к бурной и негодующей реакции со стороны разных корейских политических групп. Только коммунисты выступили в поддержку решений этой конференции, заявив, что корейский вопрос должен решаться «в духе укрепления международного сотрудничества и демократии».

Резонанс, вызванный решениями Московской конференции, позволил советской делегации в начале 1946 г. заявить о необходимости вести переговоры о создании Временного правительства только с теми, кто поддерживает достигнутые соглашения. Это, в свою очередь, вызвало несогласие американцев, испугавшихся установления в Корее коммунистического режима.

Москва, ООН и выборы в Корее. В феврале 1946 г. Москва в одностороннем порядке приступила к созданию в Северной Корее советских органов власти. 14 ноября 1947 г., несмотря на протесты СССР, Генеральная Ассамблея ООН сформировала Комиссию ООН по Корее, которая должна была наблюдать за свободными выборами. Так как СССР не допустил наблюдателей ООН в северную зону, выборы в мае 1948 г. прошли только на Юге. На пост главы государства был избран бывший профессор Вашингтонского университета Ли Сын Ман. Правительство Южной Кореи провозгласило образование 15 августа 1948 г. Республики Корея (РК), в составе и Юга, и Севера.

Однако ни в Москве, ни в Пхэньяне законными эти выборы не признали. Здесь летом 1948 года прошли свои выборы в Верховное народное собрание Кореи, которое 9 сентября того же года провозгласило образование Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Председателем кабинета министров и главой государства стал ставленник Москвы, бывший офицер Советской армии Ким Ир Сен. Таким образом, произошел раскол Кореи на два государства, причем каждое правительство считало именно себя законным на территории всей Кореи, обвиняя другую сторону в захвате власти.

Два режима в одной Корее.

В декабре 1948 г. войска СССР были выведены из КНДР, летом следующего года американские глава корейской народно-войска также покинули Южную Демократинеской^еспублики

Корею. Два режима, опиравшиеся на различные принципы и

идеи, остались на 38-й параллели один на один. Оба корейских лидера, заинтересованные в сохранении своих режимов, делали все от них зависящее, чтобы сохранить присутствие стран, которые им покровительствуют. По их просьбе в обоих государствах остался многочисленный корпус советников.

И Ким Ир Сен, и Ли Сын Ман были заинтересованы в нагнетании напряженности вдоль 38-й параллели, запугивая друг друга фактами подготовки агрессии. С обеих сторон раздавались воинственные заявления. Ли Сын Ман в октябре 1949 г. в своей речи на митинге в Сеуле сказал: «Мы имеем возможность вернуть территорию Северной Кореи. Я очень беспокоюсь за то, что если такое мероприятие не осуществится вовремя, то потом его очень трудно будет осуществить. Затягивание решения любых вопросов приносит пользу коммунистам». Далее он прямо заявил, что войска РК «готовы вторгнуться в Северную Корею», что уже «составлен план удара по коммунистам в Пхэпьяне».

Не оставался в долгу и Ким Ир Сен, маскировавший планы нападения на Юг разного рода предложениями о «мирном объединении страны», которые заведомо были неосуществимы. Так, он в августе 1949 г. заявил, что «если империалисты и марионеточная клика Ли Сын Мана будут против мирного объединения родины и, в конце концов, встанут на путь междоусобицы, мы должны нанести врагам решительный удар, уничтожить их до последнего и объединить свою родину».

Единственное, что сдерживало стороны от нападения друг на друга - это отсутствие боеспособной армии и достаточного количества современного вооружения. В какой-то мере присутствие военных советников компенсировало отсутствие профессиональных кадров в подготовке армии. Но нежелание СССР и США поставлять в Корею тяжелое и наступательное вооружение удерживало стороны от прямых боевых действий, хотя мелкие пограничные стычки происходили вдоль 38-й параллели постоянно.

Директива СНБ-68. Лишь изменения международной обстановки привело к пересмотру ситуации вокруг Кореи. Дело в том, что в Китае Коммунистическая партия победила в войне с Гоминьданом. В октябре 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Она рассматривалась в Вашингтоне как нарастаюшая угроза национальным интересам США в этом регионе, да и в мире в целом. В марте 1950 г. Совет Национальной Безопасности США подготовил директиву СНБ-68, в которой правительству рекомендовалось жестко сдерживать коммунизм повсюду в мире. Выделялись те зоны мира, где существовала прямая угроза «советской экспансии»: Южная Корея, Япония и Ближний Восток.

Кардинальным образом изменилась и позиция советской стороны. Образование в 1949 г. военного блока НАТО и Федеративной Республики Германии (ФРГ), заставило Сталина пересмотреть свою точку зрения в отношении военной помощи северокорейскому режиму. Ким Ир Сен просил о ней неоднократно. В результате переговоров в апреле-мае 1950 г., Москва поставила Пхэньяну вооружение и боевую технику для создания механизированной танковой бригады (66 танков Т-34 и ИС), а также артиллерийский полк из 24 орудий и авиационную дивизию из 86 самолетов.

Начало войны и успехи Северной Кореи

Переговоры Ким Ир Сена в Пекине. В мае 1950 г. корейская делегация во главе с Ким Ир Сеном на переговорах в Пекине заручилась поддержкой со стороны Мао Цзэдуна. Ким Ир Сен сообщил Мао, что в КНДР1 разработан трехэтапный план вторжения на Юг: на первом предполагалось сосредоточить войска для внезапного нападения на Юг; на втором - выдвинуть предложение о мирном воссоединении страны; и на третьем - после того, как предложение будет отвергнуто, начать военные действия. Планом предусматривалось захватить Южную Корею в течение 25-27 дней. Причем обе стороны были уверены в том, что американцы не вмешаются в конфликт, если не вмешается СССР.

План операции против Юга. К концу мая в Пхеньяне была завершена разработка плана наступательной операции против южиокорейцев с учетом рекомендаций присланного из Москвы советника военного министра КНДР -генерал-лейтенанта Васильева. Одобренный план предусматривал нанесение по Южной Корее внезапного удара двумя оперативными группами из девяти пехотных дивизий в направлении Сеула и Чхунчхона. Операция по овладению Сеулом, столицей Южной Кореи, рассчитывалась на трое суток. Полагали, что после взятия Сеула Ли Сын Ман капитулирует. Поэтому, в надежде на скорую и быструю победу, созданию резервов не придавали большого значения.

Армии двух государств. К началу боевых действий численность Корейской Народной Армии (КНА) равнялась 175 тысячам человек или 10 пехотным дивизиям. На вооружении состояла 105-я танковая бригада, впоследствии развернутая в дивизию (132 танка Т-34 и ИС). ВВС КНДР насчитывал 239 самолетов, из них: 93 штурмовика Ил-10 и 79 истребителей Як-9. Большая часть стрелковых подразделений была полностью укомплектована личным составом и стрелковым оружием, но ощущался недостаток в обеспеченности артиллерией, транспортом и средствами связи.

КНА противостояла Армия Южной Кореи (АЮК) в составе восьми пехотных дивизий (93 тысячи человек). ВВС РК насчитывал всего 40 боевых самолетов, из которых только 25 истребителей: Р-47 «Тандерболт» и Р-51 «Мустанг». Бронетанковые войска состояли из 27 легких (М-24 «Чаффи») и средних (М-4 «Шерман») танков и бронемашин.

Силы помощи Югу. В случае экстренной необходимости на помощь армии Южной Кореи в кратчайший срок могли быть переброшены из Японии части 8-й армии США (76 тысяч человек). На море в районе острова Тайвань крейсировали корабли 7-го флота США, а на Японских островах и Филиппинах были расквартированы 5-я, 13-я и 20-я воздушные армии ВВС США, насчитывавшие в общей сложности 1040 самолетов (в том числе и 30 тяжелых бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс»).

Оборонительные мероприятия на Юге. В марте-апреле 1950 г. командование АЮК начало стягивать к 38-й параллели войска. К началу лета из восьми пехотных дивизий (21 полк) здесь было сосредоточено пять пехотных дивизий или 2/3 их общей численности, и вся имевшаяся авиация и артиллерия. Наиболее сильная группировка войск была сконцентрирована на пхэньян-ском направлении в районе Сеула и севернее. Оборона готовилась на небольшую глубину и без учета тактических свойств местности. В основном она представляла собой ряд опорных укрепленных пунктов, прикрывавших основные магистрали. Лишь на сеульском направлении была подготовлена глубокоэшелонированная система обороны, достигавшая глубины 20 км.

1 из 10 След. стр. →
Вперед: Неоконсервативный вариант экономического развития Латинской Америки
Назад: Теракты 11 сентября: экономический смысл
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)