Имплементации международного права

Процесс осуществления международного права становится все более многогранным, что приводит все к большей институционализации межгосударственных отношений. Результаты кодификации и прогрессивного развития международного права свидетельствуют об устойчивости данной тенденции во многих отраслях международного права (международном трудовом праве, праве прав человека, международном гуманитарном праве, праве международной безопасности и др.).

Основанием для учреждения международных институциональных правовых средств реализации международного права являются международные договоры или иные международно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. был учрежден Комитет по правам человека. Создание подобных средств предусматривается рядом других многосторонних международных договоров: Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминаций 1965 г. (Комитет по ликвидации расовой дискриминации), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (Комитет против пыток), Статутом Международного уголовного суда 1998 г. (Международный уголовный суд), Конвенцией об охране всемирного культурного наследия 1972 г. (Комитет всемирного наследия) и т.п.

На основе двусторонних договоров могут учреждаться двусторонние межправительственные органы. Например, в соответствии со ст. 8 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Ливанской Республики о торгово-экономическом сотрудничестве от 19 июня 2001 г. в целях обеспечения выполнения положений данного соглашения была создана Белорусско-Ливанская межправительственная комиссия по торговому и экономическому сотрудничеству.

В отдельных случаях данные средства могут создаваться (назначаться) при возникновении того или иного юридического факта, являющегося основанием для их создания (назначения). Например, таким фактом для назначения Державы-покровительницы или субститута Державы-покровительницы, наряду с другими условиями, которые определяются Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительным протоколом I к ним 1977 г., является наличие факта существования международного вооруженного конфликта.

В отдельных случаях международные институциональные правовые средства реализации международного права учреждаются на основе резолюций ГА ООН или решений СБ ООН (ГА ООН в 1977 г. учредила Специальный комитет по усилению эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях; Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., был учрежден на основании резолюции СБ ООН 827 (1993) либо являются органами международных организаций и входят в их структуру (Международный Суд ООН, Суд Европейских Сообществ).

Конкретные функции и порядок действия международных институциональных правовых средств реализации международного права определяются международными договорами или иными международно-правовыми актами на основе которых они учреждаются или создаются (назначаются). Как правило, их задачей является изучение и оценка действия конкретных принципов и норм, контроль за реализацией международно-правовых норм, разработка мер по успешному их осуществлению, а в ряде случаев и осуществление судебных функций. Например, Комитет по правам человека изучает доклады, представляемые государствами - участниками Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. о соответствии национального законодательства положениям Пакта. Комитет направляет свои замечания государствам относительно соблюдения Пакта, получает и рассматривает индивидуальные жалобы о невыполнении государством своих обязательств и т.д.

Центральное место в процессе имплементации международного права на международном уровне занимают государства, непосредственно реализующие субъективные права и обязанности, вытекающие из норм международного права. Для обсуждения хода реализации международного права, для осуществления дополнительного нормотворчества и реагирования на нарушения, государства могут использовать как двусторонние, так многосторонние переговоры, международные конференции, которые являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения международных проблем, в том числе и возникающих в правореализационном процессе.

В случаях, когда совершаются нарушения международного права, государства могут как совместно, так и индивидуально, с использованием возможностей отдельных институциональных правовых средств, а также в сотрудничестве с ООН и другими международными организациями осуществлять мероприятия, связанные с оказанием дипломатического давления на нарушителя, и меры международно-правового принуждения.

Дипломатическое давление на нарушителя международного права может осуществляться путем неоднократного заявления протеста дипломатическими представителями либо открытого осуждения государством или рядом государств, либо обладающей значительным влиянием международной организацией, нарушения международного права. К этим же мерам можно отнести оказание дипломатического давления на правонарушителя через посредников, а также обращение государства к возможностям отдельных институциональных правовых средств, например, обращение в Международную комиссию по установлению фактов в отношении другого государства при условии, что компетенция комиссии признана этими странами.

Говоря о мерах международно-правового принуждения, необходимо отметить, что это могут быть только допустимые с точки зрения международного права меры, которые могут предпринять государства в отношении нарушителя международного права. Иначе говоря, это могут быть только законные меры, отвечающие следующим требованиям:

- должны быть направлены против государства, которое само несет ответственность за совершение незаконного действия;

- должны предваряться предупреждением, направляемым этому государству с требованием прекратить указанное действие или действия;

- должны быть соразмерными. Любые меры, несоразмерные с вызвавшим их действием, являются чрезмерными и, следовательно, незаконными;

- должны согласовываться с основными гуманитарными принципами;

- быть временными и прекращаться, как только соответствующее государство прекратит нарушать международное право.