Главные интеграционные группировки мира

Название и дата основания Состав
Интеграционные организации Латинской Америки
Латиноамериканская зона свободной торговли (LAFTA) - с 1960 11 стран - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор
Карибское сообщество (CARICOM) - с 1967 13 стран - Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гайана, Гренада и др.
Андская группа (Andian Group) - с 1969 5 стран - Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор
Общий рынок стран Южного Конуса (MERCOSUR) - c 1991 4 страны - Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай
Интеграционные объединения Азии
Организация экономического сотрудничества (ECO) - с 1964 10 стран - Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) - с 1967 6 стран - Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины
Экономическое сообщество БИМСТ (BIMST-EC) - c 1998 5 стран - Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд
Интеграционные объединения Африки
Восточноафриканское сообщество (EAC) - с 1967, повторно с 1993 3 страны - Кения, Танзания, Уганда
Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS) - с 1975 15 стран - Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея Бисау и др.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) - с 1982 19 стран - Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморы, Лесото, Мадагаскар, Малави и др.
Союз арабского Магриба (UMA) - с 1989 5 стран - Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис

2. Предпосылки международной интеграции

Предпосылки интеграции весьма многообразны. В условиях современного этапа НТП все более углубляющееся взаимопроникновение и сращивание экономик становится для многих стран объективной необходимостью, так как вытекает из потребностей развития их производительных сил. Эта необходимость проявляется, прежде всего, у высокоразвитых стран, особенно у тех, которые имеют ограниченные экономические ресурсы и внутренние рынки. Для таких стран экономическая интеграция открывает возможности наиболее эффективного использования экономического потенциала и достижения более высоких темпов научно-технического прогресса, предоставляя им доступ к более широкому рынку, охватывающему несколько стран, а также облегчая концентрацию средств в выбранных отраслях производства. Для многих государств экономическая интеграция создает возможности более эффективной специализации в научно-технических исследованиях.

Вместе с тем она позволяет объединить ресурсы интегрирующихся стран с целью развития определенных видов производства или научных исследований, когда необходимые для этого средства превышают возможности каждого участника, в отдельности. Повышая эффективность использования ресурсов, интеграция приводит в движение новые источники экономического роста и тем самым способствует созданию условий для улучшения экономических и политических позиций участвующих в ней стран. Необходимым условием интеграции определенных стран является, во-первых, наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей перемещение товаров; во-вторых, принятие вполне определенных экономических и политических решений со стороны правительственных органов. Огромное значение имеет также создание условий для облегчения перемещения факторов производства. Взаимодополняемость интегрирующихся хозяйств зависит и от их экономической зрелости, при этом быстрее интегрируются страны с приблизительно одинаковым уровнем развития, прежде всего индустриально развитые, например, входящие в Европейский Союз, Европейскую ассоциацию свободной торговли.

Предпосылками международной интеграции являются: [6]

¨ Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

¨ Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

¨ Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

¨ Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.

¨ Эффект домино. После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи и цели, а именно:

В завершение отметим, что в общем виде интеграция для ведущих промышленных держав выступает как функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил. Что же касается стран третьего мира, то для них интеграция это, прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации, ослабить то напряжение, с которым связано их экономическое развитие. Более конкретно это означает: [7]

· ускорение темпов экономического роста;

· создание оптимальной структуры хозяйства;

· ослабление зависимости от бывших метрополий;

· изменение подчиненного положения в системе международного разделения труда.

3. Виды международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: [8]

· Зону свободной торговли (ЗСТ);

· Таможенный союз, (ТС);

· Единый рынок (ЕР);

· Полная экономическая интеграция.

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

Таблица 2. Ступени развития региональной экономической интеграции [9]

Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами - участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958-1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968-1986 МЕРКОСУР с 1996
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами - участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987-1992
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

4. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран - членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Центральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

В основе формирования торгово-экономических группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать "мусульманскую восьмерку" с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.

Заключение

Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции Кыргызстана в мировое хозяйство". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.

Понятие международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).

По своей сути интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).

Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни.

В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия "мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.

Список литературы

1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл.10.М., 2001

2. Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ. - Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3

3. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997

4. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994

5. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция.М., Юристъ-Гардарика, 2001

6. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002

7. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11. (на примере АСЕАН). - М.: Наука, 2000.

8. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001

[1] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 95

[2] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 114

[3] Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 76

[4] Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А. Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 117

[5] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 265

[6] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 276-281

[7] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 241.

[8] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92.

[9] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 267

← Пред. стр. 2 из 2 В начало
Вперед: Міжнародні фінансово-кредитні установи, їх організація та діяльність
Назад: Анализ концепции гуманитарной интервенции как новой формы миротворчества на примере конфликта в Косово
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)