Гаити

Поговорка гласит, что 90% населения Гаити – католики, а 100% – водуисты. Действительно, синкретический афрохристианский культ воду, сформированный в среде африканских рабов и получивший широкое распространение в Гаити, не столько конкурирует, сколько взаимодействует с католицизмом. Основу культа составляют верования в магическую силу божеств, или лоа, воплощающих природные силы и духов предков, и в возможность установить с ними духовную связь. За пределами Гаити бытует мнение о воду как о сатанинском культе, связанном с черной магией. На самом деле воду сложился из сочетания традиционных западноафриканских культов с элементами католицизма и включает в себя поклонение Иисусу Христу и богоматери, а многие лоа отождествляются с католическими святыми. Некоторые расценивают воду как одну из последних «жизнеспособных» религий. В отличие от христианской сдержанности во время отправления культа, воду ориентирован на полное развоплощение личности в обрядовой церемонии, включающей приношение в жертву животных и ритуальные танцы под барабанную музыку. Участник стремится к тому, чтобы впасть в психический транс – тогда считается, что его как бы «оседлывает» вызываемый лоа, который и начинает говорить его устами. Гаитянские правительства время от времени пытались запретить воду. Диктатор Франсуа Дювалье (1957–1971) не отменял законов, формально запрещавших воду, но при этом тайно покровительствовал этому культу, используя его в политических целях. В 1987, после свержения династии Дювалье, новая конституция легализовала водуизм.

Протестантизм исповедуют ок. 16% верующих, и этот показатель растет. С конца 1970-х в стране развернули широкую миссионерскую деятельность североамериканские религиозные секты – Адвентисты Седьмого Дня, баптисты и др. Они проникли в отдаленные сельские уголки и начали теснить католицизм и воду. Протестантская епископальная церковь имеет в своем распоряжении крупную радиостанцию.

В 1980-е молодые представители низшего католического клира организовали среди крестьян движение за земельную реформу, а в городах создали общественные движения среди рабочих, женщин и молодежи. Эти клирики, носители т.н. «теологии освобождения», начали подрывать официальную дювальистскую церковную иерархию (в 1966, по конкордату с Ватиканом, гаитянская церковь получила разрешение выдвигать на высшие церковные посты местных жителей). Тем самым они способствовали глубоким преобразованиям как в церковной, так и в политической жизни страны. Католическая радиостанция «Радьо Солей» («Радио Солнце») и общины молодых церковных священнослужителей стали рупором антидювальистской оппозиции. Один из лидеров этого движения, священник Жан Бертран Аристид, в 1991 стал первым демократически избранным президентом Гаити.

Правительство

С 1957 по 1986 в Гаити у власти стояли диктаторы – Франсуа Дювалье по прозвищу «Папа Док» (1957–1971), а затем его сын Жан Клод Дювалье, «Бэби Док» (1971–1986). И тот и другой объявляли себя пожизненными президентами, а конституция обеспечивала им неограниченную власть во всех сферах общественной жизни. После свержения Жана Клода Дювалье в феврале 1986 власть в стране взял национальный правительственный совет во главе с главнокомандующим гаитянской армии генералом Анри Намфи. Новая конституция, принятая на выборной конституционной ассамблее, а затем подавляющим большинством голосов на плебисците 29 марта 1987, была ориентирована на то, чтобы переломить исторически сложившуюся традицию диктатуры. Однако военные в 1987 вошли в сговор с дювальистскими головорезами, чтобы не допустить президентских выборов. Выборы все же состоялись в феврале 1988, в обстановке чрезвычайного социального напряжения. Был избран гражданский президент; но как только он попытался провести военную реформу, военные отправили его в изгнание и установили диктатуру.

В декабре 1990 в Гаити впервые были проведены свободные выборы, на которых большинством в 65% голосов победил католический священник Жан Бертран Аристид, лидер Национального фронта за демократию и преобразования. Аристид попытался провести социальные реформы и подавить торговлю наркотиками, но в сентябре 1991 военщина организовала кровавый государственный переворот и отправила его в изгнание. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Раулем Седра. В августе 1993 при посредничестве США и ООН удалось достичь соглашения с Седра о восстановлении законного президента. Аристид сформировал кабинет министров во главе с Робером Марвалем. Но военные сорвали договоренности и развязали террор, включая убийство министра юстиции. В конце концов, в сентябре 1994 США оккупировали Гаити и восстановили Аристида на президентском посту.

В 1996 президентом Гаити был избран Рене Преваль, бывший премьер-министр в правительстве Аристида. С избранием Преваля Национальный фронт Аристида раскололся на ряд враждующих фракций. Вывод с территории страны войск ООН вызвал обострение внутриполитической обстановки.

По конституции 1987, в стране функционирует двухпалатная законодательная власть – Национальная ассамблея. Она состоит из сената (27 мест) и палаты депутатов (83 места). В начале 1991 на парламентских выборах победила партия Аристида. На втором месте по числу мест в парламенте оказалась партия, выражавшая интересы предпринимателей во главе с Марком Базеном.

В 1993 на службе в гаитянской армии состояло 16 тыс. человек. В ее состав входили крупные полицейские формирования под командованием полковника Жозефа Мишеля Франсуа, «силовика» военной хунты. Полиции придан контингент тайных агентов, насчитывающий по меньшей мере 6 тыс. человек. Эти агенты, известные под названием «атташе», по сути являлись наследниками дювальистских «тонтон-макутов», которые помогали полиции выслеживать, пытать и убивать противников режима, создавая в обществе атмосферу страха. После интервенции США в сентябре 1994 большинство военных соединений было разоружено, а подразделения «атташе» расформированы.

Гаити является членом ООН и Организации Американских Государств.

Экономика

← Пред. стр. 2 из 7 След. стр. →
Вперед: Механизмы совета Европы по защите прав человека
Назад: Основные этапы становления государства всеобщего благоденствия в США в ХХ веке
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)