Экономический потенциал и география базово-межотраслевого топливо-энергетического комплекса страны

Развитие электроэнергетики на современном этапе также характеризуется рядом серьезных проблем, осложняющих и ограничивающих эффективное функционирование отрасли, в результате которых энергетика может стать сдерживающим фактором развития экономики России и которые надо учитывать, делая стратегические прогнозы: в ЕЭС России в связи с износом оборудования обострилась проблема маневренности, нарастает процесс физического и морального старения генерирующего и электросетевого оборудования. Анализ, проведенный институтом "Энергосетьпроект" подтверждает, что недостаточная пропускная способность и надёжность электрических сетей в ряде регионов России приводит к ограничению использования мощности крупных генераций, в том числе атомных энергоблоков (например это касается Кольской АЭС, Ленинградской, Балаковской и Нововоронежской АЭС). При этом отмечается, что установленная мощность Единой энергосистемы России превышает зимний максимум нагрузки в 1,5 раза.

Предполагается, что к 2008 году будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому году закончатся основные преобразования РАО "ЕЭС России" (выделение компаний), концерна "Росэнергоатом", других предприятий. "Частными инвесторами в генерацию" при этом становятся в основном ОАО "Газпром" и крупные промышленные группы, приобретающие энергоактивы для интересов основного бизнеса.

Минпромэнерго России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, с привлечением естественных монополий, на базе социально-экономического прогноза развития страны, программных документов РАО ЕЭС и концерна Росэнергоатом, разработало Программу перспективного развития электроэнергетики России до 2020 года.

2 Отраслевая структура комплекса. Показатели объемов и эффективности производства продукции

2.1 Газовая промышленность

Формирование стратегии развития газовой промышленности России - исключительно важная задача. Роль газа в экономике и социальной сфере страны очень велика, поэтому и рассматривать вопросы развития газовой отрасли необходимо с позиций стратегических интересов государства.

Добыча газа в январе-феврале 2005 г. выросла на 0,7% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. Росту добычи газа в большей степени способствовало увеличение добычи нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа (в сумме на 104,1%), и предприятиями ОАО «Газпром» (100,3%), а также рост объёма добычи газа. При этом среднесуточный дебит газовых скважин в феврале 2005 г. вырос на 4,5% к соответствующему периоду 2004 года.

Необходимый уровень поставок поддерживался за счет высокого уровня добычи газа из месторождений и отбора из подземных хранилищ газа (ПХГ).

При этом в отдельные часы достигнуто рекордное, за все время эксплуатации ПХГ на территории России, значение суммарного суточного отбора газа из ПХГ – 493,9 млн куб. м. Кроме того, сумма максимальных суточных (в разные сутки) отборов из отдельных ПХГ в текущий зимний период составила 535,8 млн куб. метров.

По предварительным данным Минпромэнерго России экспорт газа за январь-февраль 2005 г. составил 37,8 млр дкуб.м (102,2%), в том числе, в дальнее зарубежье – 29,2 млрд куб.м (109,3%), а в страны СНГ – 8,6 млрд куб.м (83,5%). Снижение поставок газа в страны СНГ вызвано ростом транзитного газа на Украину.

Следует отметить продолжающуюся тенденцию опережения темпов роста экспорта газа над темпами роста добычи газа. Удельный вес экспорта в общем объёме добычи газа увеличился и составил 33,6% (в январе-феврале 2004 г. –33,1 процента).

В связи с увеличением спроса на газ, связанным с погодными условиями, ожидаемый объём добычи газа в I квартале 2005 г. увеличится на 1,6% к соответствующему периоду прошлого года и составит 170,4 млрд куб. метров.

Данные по добыче газа представлены в таблице

2004 год

2005 год

2005г. к 2004г. в %

январь-февраль

в т.ч. февраль

январь-февраль

в т.ч. февраль

январь-февраль

в т.ч. февраль

Добыча газа - всего, млрд куб.м 111,6 53,6 112,4 53,7 100,7 100,1

В том числе:
ОАО «Газпром»
Остальные производители


96,2
15,4


45,9
7,7


96,4
16,0


46,0
7,7


100,3
103,9


100,1
100,0

Таблица 1. Добыча газа (данные Минэкономразвития)

2.2 Отрасли ТЭК: Нефтяная промышленность

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

В январе-феврале 2005 г. добыча нефти, включая газовый конденсат составила 74,8 млн тонн или 103,2% к соответствующему периоду 2004 года.

Необходимо отметить, что в феврале 2005 года имел место рост темпов среднесуточной добычи нефти после длительного снижения их с июля 2004 года. Темп роста среднесуточной добычи нефти в феврале текущего года составил 105,1% против 104,8% в январе к соответствующим периодам прошлого года.

Основными стимулами к увеличению добычи нефти продолжают оставаться благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть, использование нефтяными компаниями технологий, позволяющих увеличить нефтеотдачу пластов и дебит скважин и увеличение эксплуатационного бурения. Кроме того, снижение экспортной пошлины на нефть с 1 февраля 2005 г. также положительно сказалось на росте добычи нефти.

Наибольший рост добычи нефти в этот период достигли предприятия компаний: ОАО «НГК «Славнефть»- на 14%, ОАО «НК «РуссНефть» - на 11,9%; ОАО «ТНК-ВР» - на 7,9%; ОАО «Сургутнефтегаз» - на 8,5%; ОАО «Газпром – на 6%. На прошлогоднем уровне сохраняется добыча в ОАО «Сибнефть» и ОАО «НК «Роснефть». Максимальное падение добычи отмечается по ОАО «НК «Юкос» - на 11,4%, на 2.5% снизился объем добычи на ОАО НК «Башнефть».По оперативным данным Минпромэнерго России, экспорт нефти в январе-феврале 2005 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 1,1% и составил 39,8 млн тонн. Удельный вес экспорта в общем объеме добычи нефти уменьшился до 53,2% против 54,3% в январе-феврале 2004 года. Исходя из оценок внутреннего спроса и внешнеэкономической конъюнктуры, добыча нефти в первом квартале 2005 года ожидается на уровне 114,4 млн т. (103,8% к уровню 2004 года). На диаграмме показана динамика добычи нефти и газового конденсата в целом по России в 1999-2005 гг.

Диаграмма 1. Добыча нефти 

2.3 Нефтеперерабатывающая промышленность

Рост объемов первичной переработки нефтяного сырья за январь-февраль 2005 г. к январю-февралю 2004 г. на 6,5% позволил увеличить производство автобензина на 8,7%, дизельного топлива – 7,5% и мазута топочного на 5,2%.

Наибольший рост объемов нефтепереработки имеет место в АО «Салаватнефтеоргсинтез» (+0,32 млн т или 32,3%), ОАО «СИДАНКО» (+0,16 млн т или 20,3%) ОАО «Сургутнефтегаз» (+ 0,39 млн т или 14,6%), «Хабаровском НПЗ» (+ 0,06 млн т или 13,6%), ОАО «Татнефть» (+ 0,14 млн т или 12,8%), НК «Башнефтехим» (+ 0,1 млн т или 3,6%), и ОАО «ТНК-ВР» (+ 0,21 млн т или 6,3). Некоторое снижение объемов переработки отмечены на ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (-0,03 млн т или 99,5%) и ОАО «НК «Роснефть» (-0,03 млн т или 98,2 процента). Превышение предложения над спросом на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов привело к снижению уровня цен, как у производителей, так и в розничной торговле.

С учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты, объем первичной переработки нефти в 1 квартале 2005 года оценивается в размере 50 млн т (105,5% к уровню 2004 года). Намечается произвести 7,8 млн т автомобильного бензина (108,3%), 14,5 млн т дизельного топлива (105,8%) и 14,1 млн т топочного мазута (102,9 процента).

Диаграмма 2. Переработка нефти

2.4 Отрасли ТЭК: Атомная энергетика

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

Долгосрочные балансы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) предусматривают совершенствование структуры производства электроэнергии, в частности за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики. Приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей в европейской части России определяют развитие электроэнергетики за счет технического перевооружения действующих тепловых электростанций, создания мощностей парогазовых установок и максимального развития атомных электростанций.

Потенциальные возможности, основные принципы и направления долгосрочного развития атомной энергетики России с учетом возможностей топливной базы определены Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века, одобренной в 2000 году Правительством Российской Федерации.

2005 2010 2015 2020 Ежегодный темп роста, млрд. кВт·ч, (%)

Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века.
Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика"

Всего 945-995 1020-1135 1100-1315 1200-1545

16-33
(2,5%)

в том числе АЭС 174 212 - 340

10,5
(5%)

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

Всего 930-935 1015-1070 1110-1205 1205-1365

17-24
(2,2%)

в том числе
в европейской части

710-750 780-845 850-960

12-17
(2,5%)

в том числе АЭС 161-167 180-200 210-266 230-300

5-8
(4,5%)

Таблица 2. Прогнозируемые параметры развития электроэнергетики и атомной энергетики по сценариям макроэкономических показателей и расчётам топливно-энергетического баланса

Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы урана и плутония, существующие производственные мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают заданные параметры развития атомной энергетики при использовании в основном реакторных технологий типа ВВЭР в открытом ядерном топливном цикле до 2030 года.

Долгосрочная отраслевая технологическая политика предусматривает эволюционное внедрение в период 2010-2030 годов новой ядерной энерготехнологии IV поколения на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевым топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья на обозримую перспективу.

Базовый сценарий Энергетической стратегии предусматривает:

· обеспечение вклада АЭС в рост спроса на уровне в среднем 3,5% в год;

· достижение производства электроэнергии на АЭС – 230 млрд.кВт·ч с перспективой развития для роста обеспечения производства до 250 млрд.кВт·ч в 2020 году при условии формирования к 2010 году производственных возможностей (строймонтажных, энергомашиностроительных, кадровых), обеспечивающих темп развития до 1,5 ГВт в год:

Период 2006-2010 2011-2015 2016-2020
Темп ввода мощностей за период, ГВт/год 0,4 1,2 1,5

Таблица 3. Темп ввода мощностей за период времени

· развитие поточной технологии строительства с обеспечением строительных процессов на пяти площадках к 2007 году и на восьми к 2015 году;

· реализацию проектов Курского энергокомплекса АЭС-ГАЭС мощностью до 0,5 ГВт, энергообеспечения магистральных газоперекачивающих систем и систем теплоснабжения от АЭС;

· потребность в новых линиях выдачи мощностей Калининской, Кольской, Балаковской, Волгодонской, будущей Северо-Западной АЭС;

· реализацию инновационного развития.

· замена энергоблоков ВВЭР-1000 на ВВЭР-1500 в базовом сценарии приведет к росту суммарной выработки 55 млрд.кВт.ч до 2020 года, что составляет около 2% от общей выработки АЭС за этот период.

Реально за последние 5 лет введены в действие 2 энергоблока ВВЭР-1000 (Волгодонская-1, Калининская-3), до 2010 года планируется ввести ещё 2-3 энергоблока (Волгодонская-2, Балаковская-5, возможно Калининская-4).

Однако программа перспективного развития необходимых производственных мощностей, подготовки строительно-монтажных и научных кадров пока отсутствует.

Атомная энергетика – это часть электроэнергетики России, часть топливно-энергетического комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с другими секторами комплекса одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений. Однако в силу своей специфичности, связанной с тем, что она рождалась из ядерно-оборонного комплекса, она по-прежнему требует особого подхода со стороны государства.

Необходимо политическое решение с необходимой государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем. Развивающаяся атомная энергетика в других странах (в частности в азиатском регионе) не будет долго опираться на увядающую отрасль в России, что приведет к нашему вытеснению с данного рынка энерготехнологий. Развитие быстрой энергетики в России обеспечит инструмент для решения проблем сокращения плутония и накапливающихся радиоактивных отходов отечественного и зарубежного производства.

С учётом серьезных задач по другим направлениям энергетического комплекса (развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего на текущий момент и в ближайшей перспективе экономическую стабильность государства, модернизация и развитие электроэнергетического сектора, определяющего энергобезопасность внутри страны) необходимое наращивание бюджетного финансирования на атомную энергетику не отменяет и не подменяет поиск механизмов и стимулов внебюджетного финансирования (государственные гарантии по долгосрочным кредитам, разделение гражданских и оборонных производств и использование государственно-частного партнерства, привлечение в качестве инвесторов крупные производства под долговременные договора на поставку электроэнергии по обоюдоприемлимым ценам и т.д.).

3 Основные факторы развития комплекса, их наличие и состояние

Энергетическая политика есть органическая составляющая экономической политики любого государства. Основная цель социально-экономического развития нашей страны — качественное улучшение жизни населения и возрождение государства.

Долгие годы в России действовала модель «количественного» развития энергетики. Наши уверенность в неисчерпаемости природных богатств и безмерная расточительность в использовании энергии приводят (и сегодня это стало очевидным) к разрыву естественных связей в системе «энергетика—экономика—природа—человек».

В последнее двадцатилетие энергетика как движущая сила триады «общество—экономика—окружающая среда» обеспечивала рост благосостояния людей в мире в целом примерно одинаково за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. Причем в развитых странах это давало 60—65 процентов экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в среднем по миру на 18, а в развитых странах — на 21—27 процентов.

В отличие от этой безусловно позитивной глобальной тенденции в России из-за глубокого экономического кризиса энергоемкость национального дохода не снижалась, а в 1990—1996 годах увеличилась на 15 процентов и затем стабилизировалась на уровне, превышающем мировые показатели в 3,15 раза и развитых стран — в 3,5—3,7 раза.

Исследовав материалы Петербургского экономического форума-98, где представлены основополагающие доклады и выступления, решения секций угольной, энергетической, газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, атомной энергетики, я полностью согласен с мнением, что по проблемам топливно-энергетического комплекса отмечается углубление кризисных явлений в экономике России.

В связи с этим особое значение для экономики России приобретает продуманная государственная политика в сфере топливно-энергетического комплекса как стабилизирующего фактора отечественной экономики.

Учитывая, что доля России в мировой добыче составляет 12 % по нефти и углю, и 28% - по газу, дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса является необходимым условием выхода страны из кризиса.

Вместе с тем продолжающийся кризис неплатежей, растущие дебиторская и кредиторская задолженности, непродуманные действия Правительства в области денежно-кредитной и налоговой политики привели отрасли топливно-энергетического комплекса к финансовому кризису, углубившемуся в связи с необоснованной реструктуризацией (особенно угольной отрасли).

Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство сырьевой базы отрасли, необходимо развивать опережающими темпами поисковые работы в перспективных нефтегазоносных районах с высокой результативностью работ с целью подготовки фонда структур для глубокого разведочного бурения.

Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ. Уровни добычи газа могут составить в 2010 г. и в 2020 г. 655 и 700 млрд м3 соответственно.

Чтобы иметь надежную сырьевую базу при намеченных темпах отбора разведанных запасов, в перспективе до 2020 г. необходимо обеспечить приросты не менее 3,0 трлн м3 эффективных запасов в каждое пятилетие (то есть, обеспечивающих цену добычи не выше 34-40 дол./тыс. м3, а отпускную – с учетом транспорта – не выше 70 дол./тыс.м3).

Основным газодобывающим районом страны на всю рассматриваемую перспективу остается Надым-Пур-Тазовский район Западной Сибири, хотя его доля и снизится к 2020 г. примерно до 64-60% против 87% в настоящее время.

Начиная с 2006 г. для компенсации снижения добычи газа необходимо ввести в разработку месторождения в акваториях Обской и Тазовской губ, Штокмановское на шельфе Баренцева моря, а в последний период - месторождения полуострова Ямал. Опережение развития добычи газа на Штокмановском месторождении по отношению к месторождениям Ямала обуславливается меньшими в 1,5 раза удельными затратами. Кроме того, освоение месторождений полуострова Ямал сдерживается нерешенностью экологических проблем.

В целом по отрасли добыча газа на действующих месторождениях составит к 2020 г. около 142 млрд м3. Свыше 76% добычи свободного газа должны быть освоены на новых месторождениях. Региональное значение имеет программа освоения мелких, низкодебитных месторождений и залежей, особенно в экономически развитых европейских районах.

Особое внимание в Энергетической стратегии уделено комплексному использованию газовых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа – основной газодобывающей базы России на всю рассматриваемую перспективу.

Продолжится газификация ряда регионов России, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, обусловленная, прежде всего необходимостью решения здесь экологических проблем. Общий прирост сети распределительных газопроводов составит до 75-80 тыс. км за пятилетие, из них более 75% — в сельской местности при массовом применении полиэтиленовых труб, обеспечивающем снижение стоимости и сроков строительства, соответственно, в 1,5-2 и 3 раза. Это позволит к 2021 г. дополнительно газифицировать до 10,5 млн квартир, из них 7,5 млн – в сельской местности.

Важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей останется за сжиженным газом, потребление которого прогнозируется увеличить в 1,2-1,3 раза.

В рассматриваемый период предстоит также создать научно-производственную базу для широкомасштабного подводно-подледного освоения перспективных ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей (Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и др.), включая технологии его добычи, переработки на месте в моторные топлива и транспортировки на внутренние и внешние рынки.

Учитывая важную роль систем трубопроводного транспорта энергоресурсов в энергетическом обеспечении жизнедеятельности общества, государство сохранит за собой контроль за деятельностью в этой сфере и соответствующую собственность в указанных системах – полную в системах магистральных нефтепроводов и частичную – в системе магистральных газопроводов.

Для подачи газа потребителям и обеспечения транзита потребуется существенное развитие Единой системы газоснабжения и строительство газотранспортных систем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего в рассматриваемый период будет необходимо заменить 23 тыс. км линейной части магистральных газопроводов и отводов, провести модернизацию и замену газоперекачивающих агрегатов (ГПА) суммарной мощностью 25 тыс. МВт и построить около 22 тыс. км новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.

Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Однако в современных экономических условиях уголь значительно уступает газу и нефтетопливу по затратным и экологическим показателям его использования потребителями и фактически замыкает топливно-энергетический баланс. Наращивание производственного и экономического потенциала отрасли должно обеспечить снижение риска в энергообеспечении России от возможного невыполнения целевых установок по добыче газа и вводу АЭС. Отрасль должна иметь необходимые резервы по наращиванию объемов добычи угля до 500 млн т/год к 2020 г.

В соответствии с оптимальной структурой топливно-энергетического баланса, принятого в Энергетической стратегии России, востребованные объёмы добычи угля по стране составят до 335 млн т в 2010 г. и до 430 млн в 2020 г. Названные уровни добычи угля в целом обеспечены разведанными запасами, что не исключает необходимости определенных дополнительных геолого-разведочных работ.

Прогнозы на дальнейшую перспективу имеют достаточно большой разброс. Предполагается, что диапазон потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 2020 году составит от 16,5 до 23 миллиардов тонн условного топлива с ростом к 2000 году на 26—75 процентов. Иными словами, темпы роста энергопотребления в мире могут за этот период составить от 1 до 2,8 процента в год, в зависимости от среднегодовых темпов экономического роста, которые оцениваются в 1,5—4 процента в год, а также динамики научно-технического прогресса производительных сил и успехов в реализации программы «устойчивого развития», направленной на сохранение природной среды обитания на Земле.

← Пред. стр. 2 из 8 След. стр. →
Вперед: Відповідальність за завдану шкоду за цивільним законодавством
Назад: Явление коррупции в Китае
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)