Анализ специфики таможенной политики РФ как предмета исследований политической науки

Курсовая работа: Анализ специфики таможенной политики РФ как предмета исследований политической науки

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономике таможенного дела

на тему:

«Анализ специфики таможенной политики РФ как предмета исследований политической науки»

Нижний Новгород

2010

Содержание

Введение

Глава 1. Основы таможенной политики в РФ

1.1 Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования

1.2 Субъекты таможенной политики

1.3 Структура таможенной политики

Глава 2. Реализация таможенной политики в РФ

2.1 Внешнеторговый оборот

2.2 Анализ динамики экспортных показателей

2.3 Анализ динамики импортных показателей

Глава 3. Стратегия развития таможенной политики РФ

3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год

3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов

3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Современная ситуация наглядно свидетельствуют о том, что для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности социума – политической, экономической, культурной и др. – необходима глубоко осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства. Для современной России, оказавшейся одновременно в условиях как продолжения преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания глобальных вызовов и угроз, особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реалиям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических связей и внешнеполитической деятельности.

Как известно, современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства.

Интенсивное проведение исследований, разработка на их основе новейших технологий и выход с ними на мировые рынки для последующего развертывания международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического роста, взятой на вооружение индустриально развитыми странами. Причем интеллектуальные ресурсы, наряду с новейшими технологиями, не только определяют перспективы хозяйственного роста, ни и служат показателем уровня экономической независимости и благосостояния страны.

Встроенность в систему глобальных экономических связей превращается в один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность национальных экономик, смыслом взаимодействия которых все отчетливее становится ориентация на создание технологических инноваций общемирового применения, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих инновационные системы отдельных стран и регионов.

В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсом – интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три подобных передела: территориальный, международный передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних десятилетий технологический передел.

Каждый из них завершался обретением прав контроля за тем или иным видом мировых ресурсов, а также огромных экономических и политических преимуществ теми странами, которые выигрывали в этих процессах, получая возможность навязывать свою волю и условия другим участникам международных отношений.

Таким образом, новые подходы, поиски новых путей формирования и реализации таможенной политики государства требуют всестороннего научного анализа. Формирование и реализация отвечающей историческим традициям и современным вызовам государственной таможенной политики представляет собой сложный, разноуровневый и разнонаправленный политический процесс, нуждающийся как в комплексном предметном исследовании, так и в создании определенной концептуальной модели.

В то же время приходится констатировать, что процесс формирования и реализации государственной таможенной политики в современной России еще не стал предметом целенаправленных политологических исследований. Сегодня развитие таможенной политики базируется пока лишь на системном анализе, коммуникационном подходе с опорой на теорию вероятностей и модели социального общения, на фрагментарных, порой слабо связанных с текущими внутри- и внешнеполитическими реалиями обобщениях практики развития таможенной политики в рамках международного сообщества или отдельных интегративных объединений, а также на хотя и многовековой, но весьма противоречивый отечественный опыт.

В.В. Путин еще в самом начале своих президентских полномочий обратил внимание на необходимость совершенствования работы таможенных органов: «Перед таможенными органами сегодня стоят непростые проблемы. В результате интенсивных процессов в мире появляются новые таможенные и экономические союзы, которые устраняют барьеры между странами, содействуют их сближению. Эти новые реалии требуют от России выработки эффективной таможенной политики, создания действенной системы мер по защите экономического суверенитета, поддержке национального товаропроизводителя, борьбе с контрабандой, наркоторговлей и терроризмом» [1].

Комплексный политологический анализ особенностей формирования и реализации государственной таможенной политики России в условиях глобализации, как представляется, позволит более успешно решать имеющиеся и вновь возникающие проблемы, будет способствовать созданию более благоприятных условий для эффективного реформирования таможенной службы, а в конечном счете – для устойчивого развития в нашей стране инновационно активной и социальной ориентированной экономики.