Принципы международного морского права

-  воды портов до линии, которая соединяет постоянные портовые сооружения, наиболее удаленные в сторону моря, за исключением искусственных островов и прибрежных установок;

-  воды заливов, лиманов, бухт, если их берега принадлежат одному государству, до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских мили. В случае превышения - проводится 24-мильйая исходная прямая линия внутри залива;

-  исторические воды, независимо от линии естественного входа. Например, Гудзонов залив в Канаде, залив Петра Великого в России, Бристольский залив в Великобритании;

-  воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря при глубокой изрезанности побережья или расположенности вдоль берега цепи островов.

Во внутренних морских водах отсутствует право мирного прохода. Правовой режим данных пространств определяется законодательством прибрежного государства, которое обязательно для исполнения невоенными судами. Как правило, прибрежное государство устанавливает правила пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля.

Военные суда иностранных государств во внутренних морских водах пользуются экстерриториальностью, не подлежат таможенному досмотру, подсудности за преступления, совершенные на корабле. Например, согласно п. 3 ст. 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовную ответственность по данному кодексу несут лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения. На основании п. 2 ст. 299 Таможенного кодекса Республики Беларусь освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда). Вместе с тем военные иностранные корабли обязаны соблюдать местные законы и правила во время нахождения во внутренних морских водах других государств.

Иностранные суда заходят во внутренние воды, как правило, по разрешению или приглашению. Прибрежное государство может объявить перечень открытых портов, в которые без разрешения могут заходить невоенные иностранные морские суда независимо от флага судна. Прибрежное государство также вправе объявить перечень портов, закрытых для захода иностранных судов. Однако судно, терпящее бедствие, вправе заходить в любой порт прибрежного государства. Кроме того, разрешение не требуется, если вынужденный заход связан с иными чрезвычайными обстоятельствами: аварией на судне, необходимостью оказания срочной медицинской помощи и т. п.

За заход и пребывание в порту иностранных судов не взимается плата. Плата может устанавливаться только за оказанные услуги по лоцманской проводке, буксировке, пользование портовыми кранами для разгрузки, погрузки и т. п.

Невоенные иностранные суда в период нахождения во внутренних водах и портах подпадают под юрисдикцию иностранного государства.

1.3 Правовой режим территориального моря

Территориальное море - это морское пространство, примыкающее к сухопутной территории или к внутренним водам, подпадающее под суверенитет прибрежного государства, являющееся его территорией. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных по следующим правилам:

1) нормальная исходная линия - определяется по линии наибольшего отлива вдоль берега. Указывается на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба;

2) в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством;

3) в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством.

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Большинство стран установило 12-мильную ширину территориального моря. США - 3 морских мили, Норвегия - 4 морских мили, Греция - 6 морских миль.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на воды, недра, дно, воздушное пространство над территориальным морем. Специфика правового режима территориального моря заключается в наличии права мирного прохода, сущность которого заключается в следующем.

Военные и невоенные суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом не требуется получения предварительного разрешения компетентных органов прибрежного государства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

- пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

← Пред. стр. 2 из 7 След. стр. →
Вперед: Характеристика международных принципов урегулирования ближневосточной проблемы
Назад: Принципы международного права
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)