Общие тенденции развития стран и народов Центральной и Восточной Европы в межвоенный период

Польша была среди новообразовавшихся государств. По Версальскому договору Германия признавала её независимым государством и передавала ей Познань, часть Западной Пруссии и часть Поморья, которая обеспечила ей выход к Балтийскому морю («Польский коридор» шириной в 70 км). Этот коридор вызвал противоречия с Германией, т. к. Восточная Пруссия оказалась отделённой от основной территории Германии. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом и перешёл под управление Лиги Наций. К Польше также должны были отойти несколько районов Верхней Силезии и Восточной Пруссии. В 1920 г. прошёл плебисцит по поводу принадлежности части округов на юге и юго-западе Восточной Пруссии (в т.н. Мазурах), и население высказалось за принадлежность к Германии. В марте 1921 г. состоялся плебисцит в Верхней Силезии. Там большинство составляло немецкое население, и оно решило оставаться в составе Германии. Однако силезские поляки в 1919-21 гг. подняли 3 вооружённых восстания, и часть Верхней Силезии (около трети всей территории) перешла под управление Польши. Тем не менее, в составе Германии остались многие исконно польские земли – низовье Вислы, Поморье, Мазуры, значительная часть Силезии.

Сен-Жерменский договор с Австрией определил южную границу Польши. Австрия передавала ей провинцию Галиция. Вопрос о восточной границе Польши решён не был. На создании «большой Польши» настаивала Франция, видя в ней свою будущую союзницу, но против этого выступили США и Великобритания, боявшиеся усиления Франции в Европе. В качестве возможной восточной границы Польши министр иностранных дел Великобритании лорд Керзон предложил линию, получившую название «линии Керзона». Она была утверждена Антантой в декабре 1919 г. и проходила через Гродно – Яловку – Немиров – Брест-Литовск – Дорогуск – Устилуг – восточнее Грубешова – через Крылов – западнее Равы-Русской – восточнее Перемышля – до Карпат. Однако граница по этой линии установлена не была. Позже по Рижскому мирному договору 18 марта 1921 г. Польша присоединила западные районы Беларуси и Украины.

Чехословакия также была среди новообразовавшихся государств. Её независимость и границы были закреплены в 1919-20 гг. Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским договорами. Германия передавала Чехословакии часть Верхней Силезии (Гульчинский округ). В состав Чехословакии Австрия передала Богемию и Моравию (т.е. собственно Чехию), а Венгрия – Словакию и Закарпатскую Украину (Прикарпатскую Русь). Сразу же возникла спорная территория – Тешинский округ в Верхней Силезии, принадлежавший Чехословакии, но служивший объектом притязаний Польши.

Румыния числилась среди стран-победительниц в войне и поэтому получила крупные территориальные приращения, увеличившие её территорию в 2 раза. Австрия передала ей Буковину. Венгрия отказалась в пользу Румынии от Восточного Баната и Трансильвании. На этих землях, особенно в Западной Трансильвании и Буковине, проживало много венгров и немцев. Румыния также присоединила бывшее российской владение – Бессарабию. По Нейискому договору Болгария признавала за Румынией территорию Южной Добруджи, захваченную у неё Румынией ещё в 1913 г. в ходе II Балканской войны.

Королевство СХС образовалось путём присоединения к Сербии и Черногории других южнославянских земель, освободившихся от австро-венгерского господства. Австрия передала СХС Далмацию, Словению, Боснию и Герцеговину, часть провинций Каринтия и Крайна. Венгрия передавала Хорватию, Славонию и Западный Банат (вместе с Бачкой и Сремом образовывавший область Воеводину). Болгария передавала королевству СХС небольшие округа вдоль своей западной границы – Струмицу, Босилеград, Цариброд и Кулу – общей площадью 2,5 тыс. кв. км.

Болгария и Венгрия считались государствами, проигравшими войну, и поэтому понесли существенные территориальные потери. Так, территория Венгрии после уступок Чехословакии, Румынии и королевству СХС земель, ранее принадлежавших венгерской короне, сократилась больше чем в три раза, население – в 2,5 раза. Территория Болгарии сократилась на 10% из-за утраты земель, отошедших Румынии и королевству СХС. Кроме них, Болгария передала Греции Западную Фракию и т.о. лишилась выхода к Эгейскому морю, хотя он и был ей обещан державами Антанты (ст. 48 договора в Нейи).

Итак, все народы ЦВЕ после войны обрели свою национальную государственность. Их новые границы были чётко определены в соответствующих мирных договорах, однако не соответствовали этнической и исторической карте и поэтому привели к образованию многочисленных противоречий.

Это были в первую очередь территориальные противоречия. Появились спорные территории – Тешинская область (или Тешинская Силезия, между Чехословакией и Польшей), Судетская область (между Чехословакией и Германией), Словакия (между Чехословакией и Венгрией), Трансильвания (между Венгрией и Румынией), Далмация (между Югославией и Италией), Македония (между Югославией, Грецией и Болгарией), Добруджа (между Румынией и Болгарией).

Из-за перекройки карты Европы возникла проблема национальных меньшинств, т.е. этнических или языковых групп, оказавшихся вне территории своих национальных государств. Всего после окончания I мировой войны до 30 млн. чел. стали национальными меньшинствами. Например, из 27 млн. чел. населения Польши в 1921 г. треть (10,5 млн. чел.) составляли национальные меньшинства – немцы, белорусы, украинцы, литовцы, евреи. В то же время 6,5 млн. поляков жили за пределами Польши – в Чехословакии и Германии. В Чехословакии свыше трети населения (всё население – 13,5 млн. чел.) составили национальные меньшинства – немцы (23% всего населения страны; компактно проживали в Судетской области), венгры, поляки, русины. В королевстве СХС на долю национальных меньшинств приходилось 15% населения. Господствующей нацией там стали сербы (39% населения), что вызвало рост национализма у других народов. Кроме того, в королевстве СХС обострились религиозные противоречия между православными (48% населения – сербы, черногорцы, македонцы), католиками (37% населения – хорваты, словенцы) и мусульманами (11% населения – мусульмане-боснийцы и албанцы, последние составили третий по численности этнос в СХС).

Мирные договоры обязали все страны предоставить всем жителям равные политические и гражданские права, возможность говорить на родном языке и получать на нём образование. Гарантом этого выступала Лига Наций. Соответствующие положения были включены и в конституции всех государств ЦВЕ. Однако в полной мере они не выполнялись.

3. Общие тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период

Окончание I мировой войны привело к краху Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Многолетняя национально-освободительная борьба покорённых ими народов ЦВЕ завершилась образованием на их руинах молодых независимых государств. Были факторы, ускорившие этот процесс: признание советским правительством права поляков на создание независимого государства; благоприятная позиция Антанты и особенно Франции, желавшей сориентировать страны ЦВЕ на себя; заявление США (пункт 13 в «14 пунктах Вильсона») о необходимости создания независимой Польши; исторические традиции государственности в Польше, Чехии, Венгрии, южнославянских землях.

В большинстве стран ЦВЕ к власти пришли буржуазно-демократические партии. Начался процесс демократизации общественно-политической сферы, хотя он во многом был непрочным и недостаточно глубоким. В 1919-21 гг. были приняты конституции, вводившие республиканский или конституционно-монархический строй, гарантировавшие основные права и свободы граждан. Этим закреплялись важные демократические приобретения в жизни народов ЦВЕ. Наиболее глубоко демократизация коснулась Чехословакии и Польши.

Процесс демократизации привёл к важным прогрессивным изменениям в жизни стран ЦВЕ. Однако в течение 1920-х – 30-х гг. в большинстве этих стран разразился кризис парламентской демократии, итогом которого стала замена демократических режимов авторитарными диктатурами военного или военно-монархического плана. Это не были фашистские диктатуры (мнение советской историографии), хотя в некоторых странах (Венгрия, Болгария) эти режимы были схожи с фашистскими по духу и социальной базе. Причины кризиса демократических систем в странах ЦВЕ:

· Закрепление в конституциях многопартийности, парламентаризма, комплекса гражданских прав и свобод не могло ликвидировать многовековую авторитарную политическую культуру в обществах ЦВЕ, отсутствие исторических и во многом – ментальных демократических традиций. Сказывалось собственное средневековое прошлое этих земель и долгое пребывание в составе абсолютистских монархий Габсбургов, Романовых и Гогенцоллернов;

· Буржуазно-демократические партии не смогли добиться широкой массовой поддержки своей политики. Отсутствовала прочная социальная база демократического режима (т.е. сложившийся и многочисленный средний класс). Реформы проводились узким слоем буржуазно-демократической элиты, которая ощущала сильное давление слева, со стороны коммунистических партий, и справа, со стороны консервативных сил, противодействовавших демократизации, – монархии, военных, финансовой олигархии, националистического движения;

· Прогрессивные политические нововведения опирались на слабую экономическую базу. В большинстве стран ЦВЕ все межвоенные годы сохранялась нестабильная экономическая ситуация, которая снижала эффективность реформ, усиливая социальную напряжённость в обществе;

· Существовали острые национальные и конфессиональные противоречия, которые не получили должного решения. Наоборот, для стран ЦВЕ были характерны жёсткие унитарные тенденции – в условиях многонациональности и поликонфессиональности (например, преобладание во всех сферах чехов в Чехословакии, православных сербов – в Королевстве СХС). Налицо были ущемление прав национальных меньшинств и рост национализма, причём как у господствовавшей национальности, так и в среде национальных меньшинств;

· парламенты часто превращались в говорильню и место ожесточённой межпартийной борьбы. Это по мере нарастания комплекса проблем пробуждало желание масс видеть «твёрдую руку» у власти, способную быстро и жёстко навести порядок и установить «прямые взаимоотношения» власти и народа – без посредничества партий и политиков. В то же время, недемократические методы правления зачастую использовала и правящая элита, стремясь подавить оппозиционные и революционные настроения.

Все эти причины привели к нарастанию авторитарных тенденций в странах ЦВЕ. Установление авторитарных диктатур привело к сворачиванию реформ и откату назад в области политического развития. Это проявилось в демонтаже или ослаблении многопартийных парламентских систем. Главными политическими идеями стали национализм, народность, социальный компромисс, патриархальные нравственные ценности. Социальная поддержка авторитарных режимов была достаточно широкой, хотя участие народа в реальной политической жизни сокращалось. Опорой авторитарных диктатур являлись военные и монархические круги, церковь, бюрократия, а не массовые партии, как в фашистских государствах. Весомую, хотя не всегда определяющую, роль играл личностный фактор (как в Польше, Венгрии, Югославии). В других странах складывались «диктатуры без диктаторов», где за власть боролись несколько враждовавших консервативных группировок. Единственной страной, которая, несмотря на некоторый рост авторитарных тенденций в политической жизни, сумела избежать установления диктаторского режима, стала Чехословакия.

← Пред. стр. 2 из 2 В начало
Вперед: Институт признания в международном праве
Назад: Вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы и перспективы
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)