Образование Панамериканского союза

Первым, кто перенес законы Дарвина на общество, был англичанин Герберт Спенсер. Популярность социал-дарвинизма имела несколько причин. Исповедуемые им законы общества и политические рекомендации удивительно полно и точно отразили запросы новой социально-экономической элиты. Интеллектуальным лидером американских социал-дарвинистов стал Уильям Самнер, глава Йельского университета. Американскую социологию все чаще называли самнерологией.

Американская элита, ознакомившись с социал-дарвинистскими принципами, без промедления взяла их на вооружение. Карнеги, Рокфеллер, Морган, Херст преподносили себя как наиболее приспособленных индивидуумов, а созданные ими промышленные и финансовые империи – как высшее достижение естественного отбора.

К 1900 году Америка стала ведущей промышленной державой мира. За 30 лет производство чугуна выросло в 8 раз, добыча угля – в 10 раз, выплавка стали – в 150 раз. Чугуна и стали США производили больше, чем Великобритания и Германия, вместе взятые.

Среди американцев было немало тех, кто с изумлением, а то и с восхищением наблюдал за воцарением в экономике и политике “наиболее приспособленных” индивидуумов и искренне считал их триумф следствием естественного отбора. Но было немало и тех, кто полагал, что возвышение олигархов оказалось возможным вследствие предательства политиками и государством народа и демократии.

Фундаментальной чертой американского общественного сознания, присущей как правящей и интеллектуальной элитам, так и «широким массам», является идея исключительности и избранности американской нации. Эта, как говорят социологи, идеологема, ведёт свое начало от идеи избранного народа, привезённой в Северную Америку протестантами-англичанами, и ставшей цементом американской общенациональной идеологии.

Как известно, прибывшие в первой половине ХVII века в Америку английские протестанты называли себя новыми евреями, Новым Израилем, а Новый Свет - землей обетованной. Так же, как иудеи, протестанты-англичане считали себя избранным Богом народом, и так же, как иудеи, они почитают Ветхий Завет (а не Новый, как это ожидается от христиан) своей главной Книгой. И как в иудаистской этике, стремление к богатству и стяжательству считается в протестантской этике богоугодным делом, обеспечивающим попадание в рай.

В статьях и выступлениях отцов-основателей США, многие из которых были членами масонских лож (например, Бенджамин Франклин), а позже - в речах президентов США Джеймса Монро, Абрахама Линкольна, Тедди Рузвельта можно обнаружить целые тирады об особой миссии США в «этом мире». Именно А. Линкольну принадлежит знаменитая фраза: «Мы, американцы - последняя надежда всего человечества». А вот, что писал классик американской литературы Г. Мелвилл: «Мы, американцы - особые, избранные люди, мы - Израиль нашего времени; мы несём ковчег свобод миру» [14]

Из ноты государственного секретаря США Р. Олни Великобритании (20.07.1895 г.): «В настоящее время США фактически являются хозяином нашего материка, и их законы обязательны для подданных, которые находятся под их покровительством. Почему? Не только потому, что они (США) проявляют бескорыстную дружбу или добрую волю по отношению к ним. И не просто по причине своей высокой репутации как цивилизованного государства, не потому, что мудрость и справедливость являются неизменными характеристиками всех поступков Соединенных Штатов. А потому, что в дополнение ко всем остальным причинам неограниченные ресурсы США наряду с изолированным положением делают их хозяином ситуации и фактически неуязвимыми перед лицом любого из государств и всех их вместе взятых». [15]

Однако, пока США оставались ведущей державой лишь Нового Света, «избранничество» и «мессианство» американцев проявлялось, главным образом, в установлении контроля над странами Северной и Южной Америки и в этнических чистках северо-американского континента от туземцев-индейцев.

Первый удар был нанесен в 1898 г. по дряхлеющей Испании, в чьей колонии на Кубе шла освободительная война (1895-1898). После разгрома испанских эскадр у берегов Кубы и Филиппин наибольшие лавры среди сторонников захватнической политики снискал президент США Теодор Рузвельт. Свою политику в отношении соседей по континенту он сформулировал в знаменитом афоризме: "Говори мягко, но держи большую дубинку". Политика "большой дубинки" состояла в оккупации той или иной страны и силовом "вколачивании" в ее экономику американского капитала. Когда монополии закреплялись, США выводили войска. Наряду с другими ограничениями национального суверенитета, оставляли за собой право на повторную интервенцию "в случае возникновения угрозы жизни и собственности американских граждан". Так неоднократно оккупировались Куба (1906-1909, 1912, 1917-1922), Гаити (1915-1934), Гондурас (1905, 1907, 1911, 1912), Доминиканская Республика (1904, 1914, 1916-1924), Никарагуа (1912-1933) и даже Мексика (1914, 1916-1917). Подобные же отношения ради строительства и эксплуатации Панамского канала установились с 1903 г. между США и отделившейся с их помощью от Колумбии Панамой. [16]

Таким образом уже к 1914 г. США захватили серьезный плацдарм, выйдя на 2-е место после Англии по объему общих инвестиций в регионе. В дальнейшем, воспользовавшись ослаблением экономических связей между Латинской Америкой и Европой в годы первой мировой войны, американские монополии значительно потеснили своих конкурентов на Южноамериканском континенте. Их инвестиции в регионе в 1914-1918 гг. возросли на 50%, достигнув 2,4 млрд. долл.

Во второй половине 19 века США продолжали укреплять свои позиции в Латинской Америке. Их поднимавшаяся как на дрожжах экономика требовала новых рынков и новых источников сырья, и правительство США, удовлетворяя этот главный национальный запрос, подчиняло латиноамериканские страны «кнутом и пряником». Американская экспансия была, как и прежде, сдобрена демократической риторикой: в конце 19 века выдвигается доктрина пан-американизма, согласно которой все страны Америки были объединены судьбой для воплощения великих принципов национальной независимости и народного сувернитета. [17]

Под знаменем панамериканизма стали проводиться общеамериканские конференции для выработки основ континентальной политики. Однако эти конференции обнаружили, что латиноамериканские страны плохо верят в искренность благородных замыслов США.

Глава II. Отношения США и стран Латинской Америки в рамках межамериканского взаимодействия

§1. Панамериканские конференции

Панамерикансекие конференции- периодические конференции американских республик, созываемые с 1889 г. До 1948 г. именовались Международными конференциями американских государств, или Панамериканскими конференциями. Идея созыва таких конференций была выдвинута ещё в 1826 г. на Панамском конгрессе латиноамериканских государств. В 80-х годах XIX века эту идею использовали США в целях установления своего господства и борьбы с европейскими соперниками в Латинской Америке. [18]

← Пред. стр. 2 из 4 След. стр. →

Назад: Гражданско-правовые аспекты патентного права в России
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)