Международное публичное право. Дипломатическое право

Характер и формы дипломатии были тесно связаны с характером и формами государств данной эпохи. В теократических государствах Востока дипломатические сношения велись от лица царей и руководились ими. В рабовладельческих древней Греции послы, посылавшиеся со специальными миссиями в отдельные страны, избирались на народных собраниях, а по выполнении своих миссий отчитывались перед ними. В Древнем Риме народные собрания решали общие вопросы войны и мира, а сенат - являлся повседневным руководителем внешней политики и дипломатии. В императорском Риме дела внешней политики и дипломатии вершили императоры. Во внешней политике греческих государств-городов (“полисов”) преобладала борьба за расширение территорий, за приобретение рабов, за новые рынки. Дипломатия греческих полисов стремилась к заключению оборонительных и наступательных союзов. Такие видные представители Древней Греции, как Фемистокл, Перикл, Филипп Македонский были искусными дипломатами. То же можно сказать о Древнем Риме и Византии. О значении дипломатии в то время можно судить по словам, приписываемым Ганнибалу: «Могущество Рима состоит не в его военной мощи, а в его способности разъединять противников». [1]

2.2.   Дипломатия феодальных государств

В результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и нашествий «варварских» племен, распалась Западная Римская империя, и в Европе образовался ряд государств, где преобладали интересы военно - землевладельческой знати, стремившейся к новым захватам земель и обложению порабощенных народов данью.

В раннем средневековье не было прочных, устойчивых границ, государства создавались и распадались. Дипломатия этого периода была целиком связана с интересами господствовавших в то время крупных феодалов - государей и князей, имевших в подчинении вассалов на многочисленных подвластных территориях. Каждая крупная «синьория» имела свою внешнюю политику, и преобладало «право частной войны». Дипломатия по необходимости сосредотачивала свои усилия на урегулировании возникавших то и дело споров между государями-вотчинниками, боровшимися за расширение своих владений для увеличения числа плательщиков феодальной ренты.

Первые попытки политического сплочения раздробленной феодальной Европы имели место в виде создания «Священной Римской империи германской нации», которое предприняли германские феодалы, захватившие наиболее развитую в то время часть Европы - Италию как базу для дальнейшего продвижения в Западную Европу, на Византию и Мусульманский Восток. Одновременно началась борьба централизованной католической церкви за свое политическое господство в Европе и за ее пределами. Все это привело к длительным и упорным дипломатическим и военным столкновениям, включая “крестовые походы”. В общем, внешняя политика и дипломатия этих феодальных монархий были направлены на скорейшее преодоление политической раздробленности, на объединение, военное и торговое преобладание над своими соперниками.

Итальянские города, где раньше других стали развиваться капиталистические отношения, вели особо интенсивную борьбу за внешние рынки и использовали различные приемы тонкой дипломатии, заимствуя лучшие образцы ее из опыта Византии и крупных государств Востока. Византия имела широкие связи с феодальными государствами Европы, с Русью, с государствами Востока и имела специальный аппарат для внешних сношений, а также разработанные формы дипломатического общения, церемониала и т. п.

Один из видных политических деятелей и дипломатов феодальной Италии Макиавелли (живший в 1469 - 1527 п.) известен как искуснейший дипломат своего времени, правда, дипломат со всеми отрицательными чертами, свойственными дипломатии феодального строя. В своем трактате «Государь» Макиавелли сформулировал теорию дипломатического искусства довольно своеобразно. Он писал: “Следует иметь в виду, что есть два рода борьбы: один - посредством законов, другой - силы. Первый свойственен людям, второй - зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму” [2]. И Макиавелли считал, что государственный интерес есть высшее начало в дипломатии и для достижения государственного интереса можно пользоваться любыми средствами.

Макиавеллизм - это непостоянство и коварство в дипломатии, это политика, не останавливающаяся ни перед какими средствами для достижения успеха. Т ем не менее имя Макиавелли связано с известным этапом в историческом развитии дипломатии.

В средние века, в период большой раздробленности государств, огромную роль в политической жизни различных государств стала играть церковь. Римские папы посылали своих представителей - нунциев, как их называли и называют сейчас, в другие государства. Нунции существуют сейчас во всех католических странах, нередко - в качестве глав дипломатического корпуса. Нунции проводили большую дипломатическую работу в период господства римской церкви и сохранили до сих пор свое положение в дипломатическом корпусе большого числа стран. Они играют немалую роль дипломатическом корпусе таких государств, как Франция, Италия, ФРГ и т. д. Но, как правило, представители папы в средние века были временными представителями, то есть выезжавшими на время с определенной миссией.

Появление профессиональных кадров дипломатов относят к XV - ХVI векам, когда постепенно стали назначаться представители государств, выезжавших за границу на постоянную работу, когда стали учреждаться посольства или миссии для постоянной деятельности в других странах. В этом смысле известное значение имеет трактат 1520 года между Англией и Священной Римской империей, в котором впервые было зафиксировано назначение постоянных посольств; а затем Вестфальский мирный договор 1648 года, заключенный по окончании Тридцатилетней войны, который оформил посольства и установил некоторые принципы постоянных сношений между государствами.

В России уже в ХVI веке существовал так называемый посольский приказ, который занимался приемом послов о вообще внешними сношениями. Однако только в 1702 году в России было учреждено Министерство иностранных дел, которое и занялось непосредственно внешними сношениями России с другими государствами.

← Пред. стр. 2 из 17 След. стр. →
Вперед: Международное право
Назад: Характеристика международных принципов урегулирования ближневосточной проблемы
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)