Институт признания в международном праве

Реферат: Институт признания в международном праве

Институт признания в международном праве

Содержание

1. Институт признания в международном праве

1.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве

1.2 Международно-правовое признание государств

1.3 Международно-правовое признание правительств

1.4 Признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны

1.5 Формы признания и их юридические последствия

Список использованных источников

международное право признание

1. Институт признания в международном праве

1.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве

Термин «признание» в международном праве применяется в связи с появлением каких-либо новых субъектов, фактов, ситуаций. В этой связи для того, чтобы можно было говорить о международно-правовом признании, необходимо одновременное наличие двух компонентов:

1) одностороннего акта (заявления) государства;

2) нового субъекта, факта, ситуации, т.е. какого-либо изменения на международной арене.

Рассматриваемая тема является логическим продолжением темы «субъекты международного права», так как в большинстве случаев вопрос о признании возникает именно в отношении новых субъектов международного права, прежде всего государств.

Иногда говорят и о признании международных межправительственных организаций со стороны государств, в них участвующих, что, однако, вряд ли уместно. Подобное признание не выражается официально (публично), а подразумевается в силу того, что сами эти страны создали данную организацию. Третьи государства (не являющиеся членами организации) также могут «признать» международную организацию, заключив с ней договор и т.п. Вместе с тем, например, Международный Суд ООН в своем консультативном заключении по вопросу о возмещении убытков, возникших на службе ООН, от 11 апреля 1949 г. отметил, что ООН обладает объективной международной личностью (правосубъектностью), которая не нуждается в формальном признании со стороны государств.

Международно-правовое признание может трактоваться как в узком, так и широком смысле. В первом случае речь идет только о признании субъектов международного права: признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права.

В широком смысле под международно-правовым признанием понимается акт государства, посредством которого оно констатирует наличие определенного юридически значимого факта или ситуации либо выражает свое согласие с юридически значимыми и международно-правомерными действиями других субъектов.

В обоих случаях признание позволяет установить с соответствующим (признанным) субъектом определенные отношения, которые тем не менее могут быть как официальными, так и неофициальными, как постоянными, так и временными.

Признание в большинстве случаев представляет собой односторонний акт (заявление) государства. Тем не менее в практике международных отношений известны случаи, когда декларация о признании включалась в текст договора между государствами.

Нормы, регулирующие вопросы признания, образуют совокупность, представляющую собой самостоятельный международно-правовой институт. Следует, однако, отметить, что вплоть до настоящего времени институт признания все еще не кодифицирован. Объясняется это, по мнению профессора И.И. Лукашука, главным образом, тем, что рассматриваемый международно-правовой институт «особенно тесно связан с политикой, а также тем, что с переменами в международной системе меняется его содержание». Поэтому неудивительно, что неоднократные попытки Комиссии международного права ООН кодифицировать относящиеся к данному институту нормы так ни к чему и не привели. В этой связи процесс международно-правового признания и в наши дни осуществляется исключительно на основе практики государств, сложившейся за достаточно длительный период времени.

Важное значение, которое придается международно-правовому признанию, обусловлено пока еще «несовершенной» природой самого международного права. Там, где процедура признания соответствует установившимся правовым обычаям, серьезных проблем, как правило, не наблюдается. Однако в тех случаях, когда политические или идеологические мотивы влияют на окончательное решение о признании (непризнании) того или иного государства, правительства, каких-либо территориальных изменений, сложности могут возникать. Вся предшествующая история, а также современная практика международных отношений демонстрируют примеры подобных проблем (вопросы, связанные с признанием (непризнанием) КНР, Израиля, СССР, ГДР, Тайваня, Косово 1, Абхазии, Южной Осетии и др., с участием БССР и УССР в ООН и т.п.). Так как международное право пока еще не в состоянии исключить подобного рода коллизии, чрезвычайно важно, чтобы правовое положение непризнанных субъектов (ситуаций), было четко определено, выяснено. В любом случае непризнание ни при каких обстоятельствах не должно означать того, что государства свободны в использовании силы против субъекта, которого они не признают.

В доктрине международного права общепринятым является деление признания на несколько видов. При этом различают основные и переходные виды признания. К основным видам признания относят:

- международно-правовое признание государств;

- признание правительств.

Переходными видами признания являются:

- признание органов национального сопротивления (освобождения);

- признание восставшей (воюющей) стороны.

Вышеприведенное деление признания на виды является условным и основано на критерии признаваемого субъекта (т.к. таковых может быть несколько). Что касается признающего субъекта, им всегда выступает только государство.

По состоянию на март 2010 г. Косово официально признали в качестве суверенного и независимого государства 65 стран.