Европейская система защиты прав человека

Об этих принципах я тоже подробнее расскажу немного позже. А пока несколько слов об органах Совета Европы. Существуют главные органы Совета Европы. Прежде всего, это Комитет Министров. Он состоит из министров иностранных дел государств-членов. Кабинет Министров проводит периодические заседания не менее двух раз в год, в остальное время он работает на уровне постоянных представителей. Такой представитель есть и от нашего государства, естественно. Целью деятельности Комитета является создание условий для политического диалога, т.е. принятия политических решений, рекомендаций и т.д. Эти рекомендации адресуются государствам-членам. Кроме того, Комитет Министров готовит экспертов по вопросам, касающимся этой международной организации. У него есть еще одна важная функция, но о ней я буду говорить, когда речь у нас пойдет уже о Европейской Конвенции и органах, созданных во исполнение Европейской Конвенции.

Вторым органом Совета Европы является Парламентская Ассамблея. Это уже политический форум. Если Комитет Министров - это подобие исполнительного органа, как в любом государстве, то Ассамблея - уже политическая организация, где объединены парламентарии стран-членов, определенным процентным образом представленные от разных фракций, от разных партий. Парламентская Ассамблея дает также рекомендации странам и Комитету Министров по тем или иным обсуждаемым вопросам, Главной целью деятельности Ассамблеи служит выдвижение инициатив и интеграции политических сил стран-участниц в рамках деятельности этой организации.

Кроме того, в структуре Совета Европы имеется еще и Конгресс местных и региональных органов власти. В нем представлены местные и региональные органы стран-участниц, для того чтобы не было отрыва местной власти от интеграционной деятельности Совета Европы.

Обслуживает Комитет Министров и Парламентскую Ассамблею Секретариат.

Несколько слов о принципах, закрепленных в статье 1 Устава Совета Европы: плюралистическая демократия, верховенство права и защита прав человека. Свобода личности, политическая свобода, верховенство права лежат в основе любой истинной демократии, как написано в Уставе(*2_1) Совета Европы.

Плюралистическая демократия - это означает, что в каждом из государств, присоединившихся к Совету Европы, с определенными интервалами, должны проводиться плюралистические выборы, выборы, которые представляют различные партии. Это выборы в парламент, и парламент должен пользоваться достаточно широкими полномочиями, и иметь в своем составе представителей политических партий. Из этих стандартов исходят Парламентская Ассамблея и Комитет Министров при решении вопроса о приеме государств в Совет Европы.

Принцип защиты прав человека и основных свобод, хотя обычно ставится на второе место, на самом деле является краеугольным, потому что большую часть деятельности Совета Европы занимает именно защита прав человека. Во-первых, перечень прав и основных свобод содержится в двух важнейших документах: Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, о которых я буду говорить более подробно, и Европейской Социальной Хартии к сожалению, менее значимой, как в силу своего положения, так и в силу нынешнего состояния общества.

Эти два договора международных закрепляют перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку в государствах-членах и каждому человеку, который находится под юрисдикцией государств, вступивших в Совет Европы. Они также гарантируют коллективные системы надзора и гарантии соблюдения этих прав. Эти документы были дополнены еще одним документом - Конвенцией о предупреждении пыток, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращений. Кроме того, есть еще большое количество других актов по очень широкому кругу проблем, но в основном они посвящены защите прав человека.

Верховенство права. Применительно к этому основному принципу документы Совета Европы устанавливают нижележащие в порядке логики принципы: это принцип законности и право на справедливое судебное разбирательство, доступ к судебным органам каждого гражданина и гарантии справедливого и открытого судебного разбирательства, принципы состязательности, беспристрастности судей и соразмерности наказания совершенному деянию.

Теперь давайте перейдем к самому основному документу, который лежит в основе всей европейской системы защиты прав человека. Речь идет о Европейской Конвенции. Она была принята в 1950 году и вступила в силу через три года, в 1953 году. Как указывается в Конвенции, ее участники поставили перед собой цель сделать первые шаги в области защиты прав человека для осуществления тех прав, которые перечислены во Всеобщей Декларации прав человека ООН, т.е. Конвенция не ставила перед собой цель закрепить как можно более широкий перечень прав, чем во Всеобщей декларации. Она имела в виду установить минимальные стандарты, но с тем, чтобы добиться их реального соблюдения и создать механизмы, которые являются очень важными для защиты прав человека.

Достоинство европейской системы, базирующейся на Конвенции, состоит именно в том, что она постоянно развивается и дополняется, а это означает, что те минимальные рамки, которые были поставлены в 1950 году, расширяются со временем. Конвенция вместе с протоколами, которые приняты впоследствии в дополнение к Конвенции, включают практически весь перечень гражданских и политических прав и свобод, которые имеются и в документах ООН. Но самая главная ценность Европейской Конвенции состоит не в закреплении этого перечня, а в созданном ею механизме имплементации этих норм, включении их в законодательство стран, присоединившихся к Конвенции, т.е. в том механизме, который позволяет сделать эти нормы не международными стандартами, а обычными действующими нормами, на которые можно ссылаться в самом обычно суде каждой из стран, которые присоединились к Конвенции Об этом написано множество научных трудов. Я могу привести цитату французского ученого, Вацека, что ценность Конвенции определяется фактически ее механизмом, а не правами, которые она защищает. Этот механизм является уникальным и развивающимся.

← Пред. стр. 2 из 7 След. стр. →
Вперед: Компетенция Европейского союза
Назад: Образование и деятельность Всемирной Торговой Организации
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)