Введение

С принятием новой Конституции РФ у субъектов Федерации появилась возможность решать по собственному усмотрению целый ряд вопросов в области государственного устройства. Нормотворчество перестает быть уделом элитарных групп, в этот процесс вовлекаются сотни, тысячи депутатов различных уровней, руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, работающих во всех уголках страны. Однако ни для кого не секрет, что нормотворчество в субъектах Российской Федерации находится в стадии становления и принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовые акты, а также правовые акты органов местного самоуправления содержат значительное число ошибок, что приводит в ряде случаев к нарушению прав граждан. Такая юридическая практика ставит под угрозу создание в России демократического государства, высшей ценностью которого являются правовые возможности человека. Действующее федеральное законодательство содержит установления, позволяющие осуществлять судебный конституционный контроль как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. В частности, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Закон о судебной системе) предусмотрел возможность создания конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

Рассматриваемая книга посвящена исследованию проблем развития регионального конституционного правосудия в России. Данная работа удовлетворяет самым высоким критериям, предъявляемым как к составу (подбору соответствующих материалов), уровню рассмотрения правовых проблем, так и к качеству юридической техники предлагаемого модельного закона о конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации. Прочтение подобных книг вызывает желание не выискивать в них огрехи, а изложить собственную позицию по обсуждаемым в них проблемам, особенно если труд анализируется юристом-практиком, работающим в области конституционного нормотворчества.

Процесс образования конституционных (уставных) судов субъектов Федерации протекает чрезвычайно медленно, а созданные в отдельных субъектах Российской Федерации (в основном, в республиках) конституционные (уставные) суды действуют недостаточно активно. Среди причин, определяющих такое положение, следует прежде всего назвать нехватку специалистов, способных работать судьями конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. По мнению авторов, и с ними невозможно не согласиться, «подготовка к разрешению конституционного дела иногда требует многомесячного масштабного изучения не только отечественного, но и зарубежного законодательного, правоприменительного и доктринального массива...» (с. 13). Такая работа требует серьезной подготовки в области конституционного права и в теоретическом плане, и в плане обладания опытом практической юридической деятельности. Однако, продолжают авторы, «это сложная исследовательская работа, во многом неизвестная судьям общей юрисдикции... не приспособлена к судам, где рассмотрение дел поставлено «на поток»«. Другой причиной являются правовые трудности в создании законодательной базы субъекта Российской Федерации, благоприятной для эффективного функционирования конституционного (уставного) суда субъекта Федерации. Существование указанных трудностей предопределяется как действующим по рассматриваемому вопросу федеральным законодательством, так и недостаточным опытом в области нормотворчества у законодателей субъектов Российской Федерации.


Назад: Аннотация