Референдумы и его формы

Вопрос 2. Референдумы и его формы.

В последнее время все большее распространение  получает референдум (плебисцит), который имеет разнообразные формы:

По предмету референдумы делятся на: - конституционные; - законодательные; - по международным вопросам; - по административным вопросам.
По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера: - консультативные; - сдозаконодательные»; - совещательные; - «послезаконодательные»; - ратифицирующие.

Референдумы также бывают обязательными и факультативными.

Инициаторами проведения референдума могут выступать - государственные органы; - избиратели.

С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения. Однако этому институту не может быть дана односторонняя оценка.

Термин «референдум» (от латинского «referendum»- то, что должно быть сообщено) Голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение.
В отличие от выборов Голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса
Принятое решение Считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом
Решение может приниматься - посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос; - посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко).
Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского «plebiscitum» – решение народа) С точки зрения юридической, различий нет -  это полные синонимы. С точки зрения стиля – плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о  форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.
Иногда в литературе – всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.) Понятие опрос предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан.
В некоторых странах, например, в Швеции Существующий институт именуется консультативным референдумом
Болгарское законодательство на основе Конституции 1971г. «народный опрос» как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов.
Бразильская Конституция (ст.14) Среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит
ст.49 (п. XV) Определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит – решающий.
В демократических государствах не  смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей Например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины против. Правительство воздержалось.
Референдум может быть использован - как противовес представительной демократии; - как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему. Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. II) Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект. Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции. 

Выводы: