От автора. Правовое образование и цивилизационный выбор России

Почему, говоря о правовом просвещении, на отсутствие которого сетует Е. Гусев, я имею в виду именно права человека как общеобразовательный курс? Это не подмена понятий, а указание на суть феномена права: защитить свободу индивида от злоупотребления свободой другими и посягательства на свободу личности со стороны государства.

Е. Гусев правильно связывает такие две вещи, как знание личностью своих прав и воспитание гражданственности как ответственности за себя и свою страну. Осознание взаимосвязи этих вещей мы найдем и в Указе Президента России от 29 ноября 1994 г., признающего целесообразным для формирования правовой культуры и гражданского воспитания организовать в образовательных учреждениях изучение Конституции РФ. (К сожалению, в силу инерции советских лет конституция многими продолжает восприниматься как декларация, между тем цель любой конституции прежде всего состоит в том, чтобы ограничить произвол верховной власти и тем самым защитить наши права). Этому же должна служить Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей, утвержденная Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 228 и предусматривающая проведение специализированного обучения в старших классах школ, в средних специальных и высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, распространение правовых знаний среди широких слоев населения.

Усиление воспитательной функции образования, направленной, на формирование, наряду с гражданственностью, уважения к правам и свободам человека, является одной из задач Федеральной программы развития образования, выступающей организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и утвержденной Федеральным законом РФ от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.

Таким образом, вопрос правового обучения — прямая обязанность Российского государства по выполнению принятых на себя международных обязательств и собственного законодательства. Однако утверждаемые приказами министра образования РФ государственные образовательные стандарты (с 1 сентября 2000 г. действует уже их вторая редакция) предусматривают правовой компонент обучения отнюдь не для всех специальностей, тогда как правовые знания необходимы всем. Эти утверждаемые Минобразования документы — акты, стоящие в иерархии нормативных документов много ниже, чем законы или указы Президента, по сравнению с ними они имеют меньшую юридическую силу и должны быть нацелены на их исполнение, не противоречить и уж тем более не игнорировать их. Но так уж повелось, что именно подзаконные акты воспринимаются у нас как единственно подлежащие исполнению, как руководство к действию.

Игнорируя международные обязательства, мнение российских и международных неправительственных правозащитных организаций, ученых, органы государственной власти России годами не могут решить вопрос о включении в государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования положений о правах человека, демократии и культуре мира, предпринять шаги по организационно-правовому обеспечению воспитания и образования в области прав человека, просвещения населения и распространения информации по правам человека. Рекомендации Правительству России об этом были даны, к примеру, на Всероссийской научно-методической конференции по преподаванию прав человека, состоявшейся в Москве в 1998 г. — в год 50-летия Генеральной Ассамблеей ООН декларации прав человека и Год прав человека в Российской Федерации. На этом форуме Правительству РФ было, в частности, рекомендовано принять постановление «Об основах государственной политики в области информации, просвещения и обучения правам человека», образовать Федеральную комиссию по информации, просвещению и обучению правам человека в соответствии с Планом ООН по десятилетию обучения правам человека 1995 — 2004 гг. Эти призывы не были услышаны.

← Пред. стр. 2 из 10 След. стр. →
Вперед: Проблемы прав человека
Назад: Выходные данные
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)