Раздел 5

Государственное устройство Российской Федерации

Понятие государственного устройства охватывает территориальную организацию государства, правовое положение государства в целом и его частей, порядок взаимодействия между центром и регионами, характер отношений между регионами.

Государство может быть унитарным, т.е. слитным, состоящим в основном из административно-территориальных единиц. В таком государстве, как правило, существует одна система высших органов власти, одно гражданство, законы принимаются только высшим органом государства, отношения между высшими и местными органами управления складываются по принципу строгой субординации. Именно такими государствами являются все республики - субъекты РФ.

Однако сама РФ - государство федеративное. Ее территория состоит из субъектов Федерации, являющихся государствами или государственными образованиями; высшие органы власти есть не только в центре, но и в республиках, а в государственных образованиях действуют центральные органы; гражданство имеют и Федерация, и республики; наряду с законодательством Федерации свои законы могут принимать и ее субъекты; последние в рамках своей компетенции вправе вступать в правоотношения как между собой, так и с зарубежными государствами, их частями либо с международными организациями.

Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Поскольку субъекты РФ обладают неодинаковым правовым статусом, она является асимметричной Федерацией. Всех субъектов РФ 89, в том числе: 21 республика, 49 областей, 6 краев, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города Москва и Санкт-Петербург. Но, несмотря на различия в правовом статусе, все субъекты во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны.

31 марта 1992 г. между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в соответствии с которым определены предметы исключительного ведения и полномочия Федерации, предметы совместного ведения органов Федерации и ее субъектов, а равно предметы исключительного ведения и полномочия субъектов. Этот Договор не подписали только Республика Татарстан и Чеченская республика. Однако между РФ и Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был заключен двухсторонний межгосударственный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.

Российская Федерация была конституцирована как федеративное государство (РСФСР) в начале 1918 г., после чего декретами ее высших органов были образованы такие ее субъекты, как автономные республики, автономные области и национальные (ныне автономные) округа. Поэтому до 1992 г. она представляла собой конституционную федерацию. В настоящее же время, благодаря заключенным между нею и ее субъектами договорам, в науке права она рассматривается как конституционно-договорная федерация.

В основу создания Российской Федерации (РСФСР) в 1918 г. был положен национальный принцип, в связи с чем ее субъектами до 1992 г. считались только территориальные образования национального характера. Обычные же края и области являлись административно-территориальными единицами, субъектами Федерации они не были. Но с подписанием Федеративного договора и принятием действующей Конституции РФ национальный принцип построения федерации был дополнен территориальным.

Вперед: Раздел 6
Назад: Раздел 4