Конституционное право зарубежных стран

В многих государствах правом законодательной инициативы обладают депутаты парламента, парламентские комитеты, правительство, глава государства, отдельные ведомства с общенациональной юрисдикцией. В некоторых государствах (США. Италия, Швейцария) существует понятие народной инициативы, т.е. право внесения законопроекта от предусмотренного законом определенного числа избирателей. Так, в Конституции Италии (ст. 71) указывается: « Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем 50 000 избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона.» На практике законодательная инициатива в основном осуществляется правительством, даже в тех случаях когда оно формально этим правом не наделено (США).

Законодательная инициатива - первая стадия законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, Конституцией порядка принятия закона. Влечет за собой обязанность законодательного органа обсудить вопрос о включении данного законопроекта в повестку дня законодательного органа.

Идея «разделения властей», высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными, была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине 18 века Ш. Монтескье. Учение о «разделении властей», связанное с теорией естественного права ,исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти.

В ряде стран это учение было использовано в качестве обоснования для компромисса между буржуазией , установившей контроль над законодательной властью и судом, и феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть.

Особое место занимает в системе «разделения властей» Президент - он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованную работу всех государственных органов. Президентская власть выступает, как « сдержка» и «противовес» законодательной власти (может наложить вето на любой закон) и исполнительной власти (может отменить постановление правительства).Но главное в функции Президента -согласование деятельности всех органов в проведении основных направлений политики государства.

Конституционные акты принимаются в особом порядке: избирается Учредительное собрание или Конституционное собрание для разработки и принятия Конституции - так была принята Конституция Итальянской Республики в 1947 году: либо Конституция принимается всенародным референдумом - так было во Франции в 1958 году и в России в 1993 году.

Точно также устанавливается и особый порядок изменения Конституции. Это сделано с целью добиться стабильности Основного закона, потому, что без нее не может быть стабильным и все основное законодательство.

Вместе с тем Конституция должна быть открыта для дополнений и изменений . отражающих новые явления в государственной и гражданской жизни общества. Не исключено появления новых прав и новых конституционных запретов, связанных, например, с развитием генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.

В разных странах стабильность конституций различна. Во Франции за 200 лет было принято 18 конституций, в США - только одна. Это не значит, что эта Конституция обладает особой стабильностью. К ней было принято 27 поправок, дополнений , таких, как отмена рабства, порядок формирования Сената - верхней палаты Парламента, ограничение пребывания на посту Президента США двумя сроками, порядок приобретения гражданства. Фактически, речь идет о глубоких изменениях Конституции, хотя ее основа остается стабильной.

← Пред. стр. 2 из 5 След. стр. →
Вперед: Конституционное право зарубежных стран
Назад: Конституционное право в РФ
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)