Предисловие

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь от тоталитаризма к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому. Быстрое развитие конституционного права потребовало уже спустя год после создания данного учебника существенно обновить его нормативную базу и выпустить второе издание.

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, автор излагает материал в тесной - явной или скрытой - связи с политическими реалиями нашего времени, без чего конституционное право выглядит как сухая догма.

Как учебная дисциплина конституционное право России только складывается. Кафедры и преподаватели различных вузов выдвигают собственные программы и руководствуются своими теоретическими подходами. Это имеет положительное значение, ибо расширяет веер предложений для студентов и порождает импульсы для общего развития конституционно-правовой науки. Автор настоящего учебника исходит из факта создания в России нового конституционного права, опирающегося на принципы демократического правового и социального государства. Такой подход исключает марксистско-ленинскую трактовку государства как «машины классового господства». Конституционное право в нашей стране воспринимает многие категории дореволюционного российского права и в то же время - опыт развития передовых демократических государств мира. По-этому, по возможности, автор ведет повествование в сравнительно-правовом плане, знакомит студентов с господствующими представлениями, сложившимися в зарубежной теории.

Разрабатывая концепцию данного учебника, автор пришел к выводу о необходимости вести преподавание курса конституционного права России с учетом двух важных факторов. Во-первых, в связи с коренным изменением характера и природы конституционного права на первое место в нем вышла регламентация прав и свобод человека, а следовательно, изложение этих прав и свобод должно осуществляться в учебнике не в общем плане, а конкретно и подробно, т. е. с характеристикой каждого индивидуального права. Такой подход помимо его прямого прагматического значения призван помочь студентам в понимании того, что механизм государства при всей его важности все же вторичен, ибо призван в первую очередь охранять и обеспечивать права и свободы граждан.

Во-вторых, учебник должен учить не только общим категориям и понятиям конституционного права, но и самому этому праву. А следовательно, студент должен получать из него знание конкретных законов и других источников конституционного права. Автору известно, что не все преподаватели конституционного права разделяют такой подход к курсу и учебнику, но уверен, что любознательные студенты его одобрят. Учебник вообще рассчитан на углубленное изучение конституционного права России, на творческое усвоение этой сложной науки. Этому в значительной степени призвано способствовать изучение приведенной в учебнике судебной практики, т. е. постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, в огромной степени влияющих на конституционно-правовую динамику.

Вперед: Глава 1.
Назад: Выходные данные