Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе

Нормативные основания конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах содержатся в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральном законе от 24 июня 1999 г. №121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", а также в законах субъектов Российской Федерации.

Действующим законодательством о выборах закреплены следующие меры конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса за совершение избирательных правонарушений:

  • предупреждение;
  • отказ в регистрации инициативной группы;
  • отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
  • отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);
  • признание результатов выборов недействительными;
  • отмена решения о признании кандидата избранным;
  • расформирование избирательной комиссии.

Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном и судебном порядке.

Субъекты конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах могут быть разделены на индивидуальные и коллективные. Индивидуальными субъектами ответственности являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты в депутаты, на должность главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации и муниципального образования. К коллективным субъектам ответственности относятся избирательные объединения, избирательные блоки, а также избирательные комиссии. Ответственность иных участников избирательного процесса носит не конституционно-правовой, а административно-правовой и иной характер.

Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах является совершение избирательного правонарушения, под которым понимается виновное деяние (действие или бездействие) лица, нарушающего нормы законодательства о выборах.

2. Конституционно-правовая ответственность кандидатов, избирательных объединений и блоков за нарушение законодательства о выборах

За совершение избирательных правонарушений к гражданам (кандидатам, определенным группам избирателей), избирательным объединениям и блокам применяются следующие меры конституционно-правовой ответственности: предупреждение; отказ в регистрации инициативной группы; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); признание результатов выборов недействительными; отмена решения о признании кандидата избранным.

Рассмотрим особенности применения каждой из указанных мер конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Предупреждение является морально-правовой мерой конституционно-правовой ответственности за совершение избирательных правонарушений. В действующем законодательстве о выборах не раскрывается само правовое содержание предупреждения. Основания и условия применения данной меры конституционно-правовой ответственности сформулированы законодателем в довольно общей форме.

Предупреждение как мера ответственности за совершение избирательных правонарушений предусмотрено в Федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (п.5 ст.60, п.1 ст.91), "О выборах Президента Российской Федерации" (п.5 ст.53, п.1 ст.80), а также в законах субъектов Российской Федерации о выборах (см., например: п.7 ст.64 Избирательного кодекса Свердловской области; п.7 ст.48 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области").

Федеральный законодатель предусмотрел в указанных законах вынесение предупреждения не только за нарушение правил предвыборной агитации, но и за другие нарушения норм избирательных законов. Причем, в федеральных законах о выборах закреплена возможность вынесения предупреждения в отношении не только зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и блоков, но и в отношении незарегистрированных кандидатов. К примеру, в п.1 ст.91 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предписано, что в случае нарушения кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком данного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этим участникам избирательного процесса предупреждение. Аналогичная норма закреплена и в п.1 ст.80 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

← Пред. стр. 2 из 11 След. стр. →
Вперед: Конституционно-правовой статус Президента РФ
Назад: Конституционная защита прав и свобод личности
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)