Конституционные основы прокурорского надзора

Автор данной работы, придерживается точки зрения, согласно которой прокуратура занимает автономное положение по отношению к законодательной, исполнительной и судебной властей. Причём прокурорская власть наиболее всего отдалена от законодательной власти (т.к. лишена права законодательной инициативы) [1], она находится на своеобразном «стыке» судебной и исполнительной властей. Это выражается в том, что контрольно-надзорные функции скорее присущи исполнительной власти, в силу необходимости надзора за надлежащим исполнением нормативно-правовых предписаний, а участие в рассмотрении дел судами указывает на определённые функции прокуроров при отправлении правосудия. Такое автономное положение следует именовать «Прокурорская власть».

В Конституции Российской Федерации положения о прокуратуре содержатся в главе «Судебная власть», что нельзя признать удачным, вследствие вышесказанного. Прокуратуре посвящена в этой главе ст. 129. Детально задачи, организация, порядок деятельности, полномочия органов прокуратуры регулируются Федеральным Законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. 02.03.2007). Более удачным отображением места прокуратуры в системе государственных органов, я считаю вариант, предложенный в Конституции СССР от 07.10.1977 г. В указанном основном законе прокуратура находится в разделе VII «ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» и ей посвящена отдельная глава 21 «ПРОКУРАТУРА». Конституция Российской Федерации 1993 г. по существу не определяет статуса прокуратуры и ограничивается лишь установлением формы организации и порядка назначения прокуроров и их подотчетности, относя сущностные характеристики статуса и деятельности прокуратуры к регулированию федеральным законам, которые могут «варьироваться» текущим законодательством.

Прокуратура является органом власти как по своим признакам, так и по содержанию, но сегодня в Конституции РФ этому не нашлось отражения. Поэтому нельзя называть прокурорскую деятельность прокурорской властью, но от этого таковой она не перестанет быть. Отсюда напрашивается вывод о необходимости фактически существующий в государстве орган власти закрепить юридически и в Конституции РФ. Тогда все встает на свои места. Не будет никакой необходимости разделять или смешивать прокурорский надзор и государственный контроль, поскольку это два самостоятельных вида государственной деятельности: один в рамках прокурорской власти, другой - исполнительной. Как следствие, термин «надзор» (санитарный, противопожарный и т.д.) в структуре деятельности исполнительной власти, заменить на «контроль». Прокуратура, являясь органом государственной власти, призвана быть не только важным инструментом в системе сдержек и противовесов, в уравновешивании и ограничении других ветвей власти, но и являться элементом, направленным на согласованность и скоординированность действий властей, их баланса, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другой, либо подавлять другие. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, предполагает в конечном счете единство власти. Прокуратура через сущность прокурорско-надзорной деятельности, с ее задачами, функциями и полномочиями, призвана обеспечивать это единство.

Следует также указать на отличие прокурорской власти от иных видов власти, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнением законов и уголовном преследовании. Следует отметить, что согласно действующему Закону о прокуратуре РФ (ч.2 ст.1) прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Поскольку осуществление уголовного преследования является функцией государственной власти и входит в предмет деятельности органов прокуратуры, согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре РФ, Уголовно-процессуальный кодекс), то оно отнесено к видовому отличию прокурорской власти, как форме ее осуществления. Поэтому не случайно в нашей правовой науке отмечается, что классическая триада разделения властей не учитывала прокурорскую власть в силу чисто исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии. При этом не всегда, как кажется, принимается во внимание то, что каждый отдельный институт в зарубежных системах - это всего лишь элемент отлаженного, сбалансированного правоохранительного механизма. Следовательно, изучение прогрессивного опыта государственного строительства должно осуществляться на комплексной основе.

Что же касается формирования правового государства, то происходящее развитие и дифференциация государственной деятельности с неизбежностью выдвигает проблему прокурорской власти на видное место и отвергают идею свертывания прокурорского надзора. С такой постановкой вопроса следует согласиться, поскольку развитие прокурорской власти вполне соответствует принципам правового государства с его требованием безусловного господства закона во всех сферах жизни и недопустимости каких-либо его нарушений.

Само усиление реального положения прокурорской власти в политической системе предполагает необходимость создания соответствующего правового статуса прокурора, независимого от всяких местных влияний, свободного от любого давления или вмешательства в его деятельность. Основа механизма такой независимости должна быть заложена на конституционном уровне. Таким образом, есть основания утверждать, что через соответствующие формы государственной деятельности происходит осуществление определенного вида государственной власти.

Очевидно, отмеченное выше несовпадение в количестве форм, с одной стороны, и видов власти, с другой, вполне преодолимо за счет признания прокурорского надзора не только формой государственной деятельности, но и соответствующей (четвертой) ветвью государственной власти. Изложенное позволяет сделать вывод, что прокурорская власть - вид государственной власти, осуществляемой в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, а также уголовного преследования.

Итак, прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе "сдержек и противовесов" других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности и скоординированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими и подавлять их. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единство власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство. Противоречия же между властями будут носить разрушительный характер.

← Пред. стр. 2 из 7 След. стр. →
Вперед: Правовая природа Конституционного суда как судебного органа конституционного контроля
Назад: Исполнительная власть в роли судьи
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)