Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции

Министерство образования Украины

Одесская государственная юридическая академия

Факультет государственного управления

и международно-правовых отношений

Кафедра конституционного права.

Дипломная работа

на тему: Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции.

студента V курса

дневного отделения

Осадчего Анатолия Юрьевича

Научный руководитель: к.ю.н.,

ассистент кафедры

Гараджаев Джейхун Ясинович

Заведующий кафедрой

д.ю.н., профессор М.Ф. Орзих

Одесса - 1999 г.

Содержание:

Введение.

Раздел 1. Понятие и исторический опыт правовой охраны Конституции.

1.1.   Понятие и сущность правовой охраны Конституции.

1.2. Анализ исторического опыта правовой охраны Конституции..

Раздел 2. Конституционный контроль (надзор).

2.1. Соотношение терминов и понятие конституционного контроля (надзора).

2. 2. Сущность конституционного контроля.

Раздел 3. Субъекты правовой охраны Конституции Украины.

3.1. Специальный субъект: Конституционный Суд Украины.

3.2. Иные субъекты правой охраны Конституции Украины.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение.

Принятие Конституции Украины является важнейшим этапом формирования украинской государственности, обретшей свои правовые рамки, как суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Украины). Действующая Конституция является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности. Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины (ст. 19 Конституции Украины). Впервые в истории отечественного конституционализма в Конституции Украины закреплен принцип разделения властей в государстве (ст. 6 Конституции Украины), обеспеченный механизмом сдержек и противовесов между тремя ветвями власти. На конституционном уровне признаны и гарантированы права и свободы, полностью соответствующие универсальным и региональным международно-правовым стандартам прав человека. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ч. 2 ст. 3 Конституции Украины).

Однако демократический режим организации публичной власти, закрепленный в конституции не гарантирует построения фактического правового государства и формирования свободного гражданского общества. На пример, Конституция СССР 1936 г., являясь одной из самых демократических по своему содержанию, фактически заидеологозированная, не была обеспечена механизмом реализации и носила формальный характер. Следовательно, конституционная реформа не ограничивается созданием нормативно-правовой модели конституционализма. С принятием Конституции Украины, как отмечает М.Ф. Орзих, дальнейшее развитие конституционной реформы направляется на обеспечение реализации конституционных норм[1], обладающих высшей юридической силой и являющихся нормами прямого действия (ст. 8 Конституции Украины). Одна из основных задач, которую необходимо решить на данном этапе конституционной реформы – это организация средств защиты основ конституционного строя. При этом основными в сфере защиты являются правовые средства охраны, которые содержатся в конституционно-правовых нормативных актах. Исследованию этой проблемы, с применением методов исторического и сравнительно-правового анализа, посвящена данная дипломная работа. Актуальность проблемы обеспечивается тем, что функционирование системы конституционализма возможно лишь при наличии надежной правовой охраны Конституции при применении как общих, так и специальных правовых средств.