Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации

План

  1. Порядок формирования палат Федерального Собрания
  2. Отличия от двухпалатной структуры Верховного Совета РФ
  3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы
  4. Предметы ведения палат Федерального Собрания РФ
  5. Взаимодействие палат в законотворческом процессе

1. Порядок формирования палат Федерального Собрания.

Государственная власть в России действует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом нашего государства.

Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что он представляет народ России. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, на него возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Парламент России – единственный орган федеральной законодательной власти, издаваемые им акты – федеральные законы, не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом.

 Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1) Самостоятельность – каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены, отсутствует подчиненность;

2) неодинаковая компетенция – к их ведению относятся, в основном, разные вопросы;

3) различен порядок формирования палат.

Совет Федерации выражает интересы субъектов Российской Федерации. Вторая палата – Государственная Дума – признана представлять интересы населения страны в целом. Обе палаты организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Единственным совместным органом двух палат является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона.

В ст. 95 Конституции РФ определяется количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе Российской Федерации 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов.

Статья 3 Федерального Закона № 121-ФЗ от 24.06.99 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:

«… п.2. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

п. 3. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками…»

1 из 13 След. стр. →
Вперед: Конституционное право России
Назад: Конституционное право России
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)