Введение

Консерватизм, наряду с либерализмом и радикализмом - одна из ведущих идеологий современности.   

Вместе с тем он (и, в частности, идеология русского консерватизма) по степени ϲʙᴏей исследованности принадлежит к наиболее 'пробельным' местам историографии политических и правовых учений1. Причин тому несколько.

Как таковое - определение 'консерватизм' изрядно обесценилось из-за ϲʙᴏей терминологической размытости. В целом, принято считать, что консерватизм как политико-идеологическое течение отличают антидемократизм, враждебность прогрессу, революционным и даже реформистским идеям и движениям, преклонение перед анахроничными институтами и иррационализм. При этом, за ϶ᴛᴏй довольно поверхностной констатацией не стоит познание онтологических и гносеологических характеристик консервативного способа мышления вообще, и в политико-правовой области в особенности.   

 Представляется по϶ᴛᴏму целесообразным отсоединить в понятии 'консерватизм' его обыденное значение и его значение как социально-философской и политико-правовой категории. В случае если в обиходном языке, оперирующем обычно идеологическими стереотипами, под консерватизмом понимается косность и неприязнь к изменениям (вызванная малой приспособляемостью к ним), то во втором случае следует говорить о типе мировоззрении, включающем в себя ряд необходимых и взаимосвязанных между собой признаков (традиционализм, телеологизм, холизм, антииндивидуализм, элитаризм, солидаризм и т.д.). Авторы 'консервативной школы' рассматривали те или иные участки социальной и индивидуальной жизнедеятельности (в т.ч. и правовую сферу) сквозь призму данных специфических воззрений.

Русский консерватизм, помимо иных ϲʙᴏих аспектов, должен быть определен и осмыслен как особое видение правовой реальности.  Именно ϶ᴛᴏт аспект - правовая идеология русского консерватизма [далее - ПИРК] - и составляет предмет настоящего исследования. Идеология - система оценок и принципов оценивания действительности, соотнесенная с нуждами той или иной общности (от государства и общества до профессионально-корпоративных и конфессиональных группы). Посредством идеологий не только оббазируется и оценивается окружающая человека социальная действительность, но и направляется его социальная деятельность.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что правовая идеология представляет собой локализацию принципов оценивания (диктуемых данной идеологией) на одном из важнейших аспектов социального бытия - праве.

Все, что было сказано выше относительно малоизученности идеологии русского консерватизма особенно верно в отношении ПИРК. Стоит заметить, что она (еще в большей мере, чем консервативное понимание государственности) по сию пору остается 'книгой за семью печатями'. Оценивая состояние изученности ПИРК, надо отметить, что в дореволюционный период наиболее основательному анализу было подвергнуто творчество исключительно некᴏᴛᴏᴩых ее представителей (например, "старшие" славянофилы, М.Н.Катков, и К.Н.Леонтьев). При этом и в указанных случаях специфика правовых воззрений данных мыслителей оставалась в тени. То же можно сказать относительно ряда монографий, увидевших свет в условиях послереволюционной эмиграции и не ставивших ϲʙᴏей специальной задачей рассмотрение взглядов данного мыслителя по поводу права..Не найти трудов, посвященных правовой идеологии русского консерватизма и в собственно зарубежной историографии. Впрочем, следует признать, что принадлежащие перу западных авторов работы (как общего, так и биографического характера) содержат более или менее значительные "подступы" к ϶ᴛᴏй теме..