Новоторговый устав 1667 года

Таким образом, Ордин-Нащокин был самым образованным и передовым человеком своего времени (в чем согласны почти все иностранцы).

Можно только подивиться широте и новизне его замыслов, разнообразию деятельности. В какую бы сферу государственного управления ни попадал Нащокин, он подвергал суровой критике установившиеся в ней порядки и давал более или менее ясный план ее преобразования. Одно время по Москве ходили даже слухи, будто он занимается перестройкой всего государства в духе децентрализации, ослабления столичной приказной опеки, с которой он воевал всю жизнь. В его уме неясные преобразовательные порывы времени Алексея Михайловича впервые стали облекаться в отчетливые проекты и складываться в связный план реформы.

Это не был еще радикальный план, требовавший общей ломки: Нащокин далеко не был безрасчетным новатором. Его преобразовательная деятельность сводилась к трем основным требованиям:

- к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины,

- к выбору добросовестных и умелых управителей,

- к увеличению казенной прибыли посредством подъема народного богатства и путем развития промышленности и торговли.

Несмотря на то, что многие из реформ Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина так и остались на бумаге, а другие не были реализованы до конца, он стал провозвестником реформ Петра Великого и одной из ярчайших личностей в российской истории XVII века.

2 Новоторговый устав 1667 года

В годы царствования Алексея Михайловича развитию внешней торговли препятствовала система привилегий, которыми пользовались иноземные торговцы, русские купцы страдали от конкуренции иностранных торговцев, особенно с Запада. Засилье иноземного торгового капитала на внутреннем рынке России вызывало у русских купцов острое недовольство, поэтому, на всем протяжении XVII столетия, русские купцы продолжали просить царя упразднить эти привилегии, изгнать купцов-иноземцев (англичан, голландцев, гамбуржцев и др.) с внутреннего рынка. Внутри страны, русские купцы имели основания жаловаться на притеснения со стороны предъявителей администрации. Кроме этого, и в самом купеческом классе не было единства. Розничные торговцы, принадлежащие к тягловым городским общинам (посадам), возражали против преимуществ состоятельных оптовых купцов (гостей).

В докладной записке царю они жаловались, что иноземцы в торгах своих обижают русских торговцев, привозят худые и поддельные товары и что торговые русские люди разоряются в государевых заповедях и промыслах, которые страшно стесняют русскую торговлю, и просили, чтобы торги были свободными и производились согласно составленным московским купечеством уставным статьям, которые при докладе и были представлены государю. Впервые это требование прозвучало в челобитной 1627 г. и затем было повторено в 1635 и 1637 гг. На Земском соборе 1648-1649 гг. русские торговые люди вновь потребовали высылки иностранных купцов. Настойчивые домогательства увенчались успехом: для защиты интересов русских купцов решено было принять Новоторговый устав, принятый 22 апреля 1667 года и завершивший первую таможенную реформу в Российском государстве. Он считается первым таможенным тарифом на Руси.

Во внешней торговле правительство с помощью Устава стремилась достичь активного торгового баланса. Поэтому главными целями Новоторгового Устава были увеличение импорта из заграницы золота и серебра, стимулирование товарооборота для сбора больших таможенных пошлин и помощь русским купцам в конкуренции с иностранцами.

Устав подробно излагал правила торговли русскими и иностранными купцами. Лейтмотивом Устава является то, что торговлю следует считать делом государственной важности, правительство должно поощрять купцов и предоставлять им свободу в ведении дела. Главное значение Новоторгового Устава состояло в том, что он вместо множества мелких торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.) устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Кроме того, повышал размер пошлины с иностранных купцов.

Торговый устав, таким образом, способствовал развитию внутреннего обмена. В нем торговля рассматривается как важнейшая статья дохода Российского государства, торговая политика должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала.

В «Новоторговом уставе» 94 статьи посвящены внутренней торговле и только 7 статей приложения - внешней торговле - «Устав торговли» (для иностранцев).

«Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, слушав докладные выписки и торговых статей с своими великого государя бояры и с думными людьми, указал, а его царского величества бояре приговорили: по челобитью Московского государства гостей и гостиных сотен и чорных слобод торговых людей от приезжих иноземцов во многих обидных торгех, которые проходили в Московском государстве и Великие Росии в порубежных городех помешкою продолжительные войны, и того ради приезжие иноземцы безстрашно учали товары худые поддельные, как в серебре и в золоте в литом и в пряденом, так и в поставах в сукнах и в ыных заморских товарех в царствующий град Москву и в городы Великие Росии привозить, в которых товарех подлинно обличены, и такие худые товары сысканы, и руским торговым людем в заповедех в промытах многие убытки и домовные разорения учинились.

И ныне всемилосердным великого государя его царского величества на всенародное слезное челобитье воззрением, чтоб Московского государства и порубежных городов Великие Росии торговые люди имели свободные торги, как годитца быти, чего и во всех государствах окрестных в первых государственных делах свободные и прибыльные торги для збору пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким бережением остерегают и в полности держат, по нижеписанным торговым статьям ис Посольского приказу приезжим иноземцом для ведомостей заморских, чтоб к торговле в порубежные городы приезд их с товары был ведом, на письме дано. А подлинные статьи за руками гостей и лутчих торговых людей и слобод Чорных приходов их отцев духовных за руками ж в Новгородцкой четверти, а к городу Архангельскому и в порубежные городы таковы ж статьи будут посланы.

А по очереди и по выбору из гостей и из лутчих торговых людей головы и целовальники в царствующем граде Москве и в порубежных городех Великие Росии за верою по заповеди Христове святого евангелия и за страхом суда праведного божия, прежних постановленных государственных указов в целости остерегая, также и последствующих ко всякой государственной зборов таможенных прибыли и к обороне торговых людей от всяких сторонних разорительных обид со всяким усердством радети и беречи того всего накрепко. А выбраны имеют быти как с началу нынешнего постановления к городу с Москвы гость и ему товарыщи по разсмотрению, а не по дружбе и ни по недружбе, но самою христианскою правдою без оскорбления, и выбрав досужих и богу угодных людей, не на животы смотря, но ведая от жития их христанского к богу душевную добродетель и правду.

← Пред. стр. 2 из 4 След. стр. →
Вперед: Закрепление основ советской федерации
Назад: История отечественного флота и андреевского флага
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)