История отечественного флота и андреевского флага

Флот в период правления династии Романовых

После смерти Петра Великого в 1725 г. настала эпоха дворцовых переворотов. Российский флот пришел в запущенное состояние и упадок. Средства на его содержание из казны не выделялись. Корабли стояли в гаванях и приходили в негодность, команды не обучались морскому делу.

Дочь Петра I Елизавета Петровна попыталась вывести флот из упадочного состояния. Но из-за семилетней войны с Фридрихом II, которая требовала больших затрат, деньги из казны выделить не удалось. Только при Екатерине II отечественный флот вновь начал расцветать, приносить России победы и укрепляться на международной арене.

В 1768 г. Турция объявила войну России. Одним из самых ярких событий в период войны является Чесменское сражение (1770), в котором русская эскадра нанесла поражение турецким войскам, а потом и вовсе был уничтожен турецкий флот. Чесменское сражение положило начало созданию маневренной тактики русского флота.

Успехи нашей армии и флота принудили Турцию к подписанию Мирного договора, который был заключен 10 июля 1774 г. Крым был объявлен независимым от Турции, а в 1787 г. Крымский полуостров был присоединен к России. В Севастопольской бухте было начато строительство порта - главной базы Черноморского флота. В итоге, Россия твердо закрепилась на Черном море.

Турция неоднократно пыталась атаковать Россию и вернуть отвоеванные земли, но сражения заканчивались победой русского флота. В результате этого Турция была принуждена к подписанию мирного договора, по которому она была вынуждена навсегда отказаться от Крыма. Так, Екатерина II решила давнюю задачу - выход России в Чёрное море.

Император Николай I, вступивший на престол в 1825 г. во время своего правления улучшил состояние флота и поднял его на более высокий уровень. Были построены корабли, эскадры посылались в море для практического плавания.

В ходе Крымской войны 1853-1856 гг. за господство в Черном море, на Кавказе и на Балканах, из-за технологической отсталости отечественных кораблей, противникам удалось захватить Севастополь. В результате подписанного в 1856 г. Парижского мирного договора, Россия лишалась выхода в Черное море. [2] Черноморский флот перестал существовать.

После вступления на престол в 1855 г. Александра II, началось строительство нового парового флота. Вследствие того, что в 1871 г. император отказался от частей Парижского договора, воспрещавших иметь флот на Черном море, в 1877 г. началась Русско-турецкая война. Турецкая флотилия была деморализована. В этой войне русский флот впервые в истории применил ракетное оружие, зародилась тактика применения торпед с минных катеров. Во время царствования Александра III был создан сильный броненосный флот на Балтийском и Черном морях. При нем русский флот, построенный преимущественно на отечественных заводах, достиг по размерам третьего положения в мире, после Англии и Франции. [3] В 1889 г., вследствие присоединения Амурской области, был получен выход в Тихий океан. После Русско-японской войны в 1906 г. был создан Морской генеральный штаб, который занимался разработкой планов войны на море, судостроительных программ, планов боевой подготовки флота. Талантливые русские флотоводцы, изобретатели, ученые и конструкторы внесли большой вклад в развитие военно-морского дела. В 1918 г. старый русский флот был расформирован и создан советский Военно-Морской флот.

Становление советского флота

Гражданская война и иностранная интервенции принесли России множественные бедствия. В тяжелом положении остался и отечественный флот. Часть кораблей военно-морского флота была затоплена, во избежание захвата их интервентами. "В общем ходе революции и гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары… В сумме это означало, что флота у нас нет" [4], - писал М.В. Фрунзе. Необходимо было срочно восстанавливать флот, чтобы иметь возможность защищать столь протяженные морские границы молодой Советской республики. На это был и направлен ряд решений партии и правительства после окончания гражданской войны.

Первоначально начались работы по восстановлению портов и судостроительных предприятий, что позволило уже в 1922 г. приступить к ремонту судов и кораблей. В результате проведенных мер к 1928 г. была отремонтирована значительная часть кораблей и судов, произведена частичная модернизация линкоров, восстанавливались военно-морские базы. Флот пополнялся новыми первоклассными кораблями. За счет строительства новых кораблей окрепли Балтийский и Черноморский флоты, были вновь созданы Тихоокеанский и Северный флоты.

Восстановление экономики и индустриализация страны способствовали более планомерному возрождению и становлению флота. Были приняты шестилетняя (1926-1932 гг.) и пятилетняя (1929-1933 гг.) кораблестроительные программы, а в июле 1933 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны "О программе военного строительства на 1933-1938 гг." Военно-морское строительство было направлено на создание легких надводных и подводных сил, укрепление береговой обороны, морской авиации берегового базирования.

В результате восстановительных работ в Черноморский флот было введено много новых кораблей и крейсеров, на которые вместо пушек были установлены новые дальнобойные орудия, созданные в советский период. Корабли также прошли основательную модернизацию: усилены зенитная артиллерия и броневая защита, улучшена противоминная система, установлены новые приборы управления стрельбой, обновлены средства связи и наблюдения.

Военно-Морской флот в период Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественно войны был создан военно-морской флот, способный вести боевые действия, как с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья.

22 июня 1941 г. в 4 часа утра Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Немецко-фашистская авиация произвела налеты на военно-морские базы Кронштадт, Ригу, Либаву, Севастополь, Измаил. Противоздушные силы флотов отражали атаки вражеской авиации. Ни один корабль флота в первый день войны не был потерян.

Первый самый трудный для СССР период Великой Отечественной войны длился с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г. В эти месяцы основной задачей Военно-Морского Флота было содействие на приморских направлениях сухопутным войскам, а также защита своих и нарушение вражеских морских коммуникаций. Корабли и части флота приняли активное участие в героической обороне военно-морских баз, в битве за Ленинград, в которой морская артиллерия играла существенную роль. Она использовалась главным образом для борьбы с тяжелой артиллерией врага, обстреливавшей город, а также для стрельбы по наиболее удаленным от фронта целям.

Во второй период (ноябрь 1942 г. - конец 1943 г) Военно-Морской Флот продолжал содействовать сухопутным войскам на приморских флангах. Речные флотилии оказывали непосредственную огневую поддержку войскам. Флоты и флотилии высаживали оперативные и тактические десанты, осуществляли перевозку войск и техники по морским и речным путям.

Третий период Великой Отечественной войны (январь 1944 г. - май 1945 г) характерен проведением наступательных операций Советской Армии на всех фронтах. Во многих из них принимал участие Военно-Морской Флот.

Войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота снята блокада Ленинграда. Артиллерия и авиация флота содействовали наступавшим войскам в прорыве обороны противника.

В ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанес противнику ощутимые потери. "Он до конца выполнил свой долг перед Родиной", [5] - отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.

Отечественный флот в XXI веке

С 1990 г. уменьшается количество боевых кораблей. Также сокращается финансирование военно-морского флота со стороны государства, что вследствие приводит к низким темпам и удорожанию строительства кораблей.

Наличие ВМФ у России - объективная и исторически подтвержденная необходимость, одно из непременных условий ее безопасности, защиты национальных интересов, экономического и культурного развития. Флот является одним из важнейших атрибутов российской государственности. Сегодня он как никогда нуждается в серьезной поддержке и конкретной помощи со стороны государства. Его внутренние резервы практически исчерпаны. Без государственной помощи и поддержки флот обречен на гибель. [6]

Андреевский флаг и его история

Андреевский флаг, на протяжении почти всей трехсотлетней истории Российского флота, является его главным кормовым флагом. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, называемый Андреевским. Крест и дал название флагу.

Став царем Петр I уделял много времени разработке проектов военно-морского флага. В 1692 г. он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три полосы (белая, синяя и красная), а на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. С 1692-1712 гг. Петр нарисовал еще восемь проектов флага, которые последовательно приняты на флоте. Последняя восьмая версия была описана Петром I: "Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он". [7] В такой форме Андреевский флаг просуществовал до 1917 г. В советское время на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР.17 января 1992 г. Российское правительство приняло резолюцию возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага.

Апостол Андрей Первозванный испокон веков считался покровителем России. Согласно преданию, апостол Петр был по приказу римлян распят на кресте, имевшем форму буквы "Х". Косой крест после этого стали называть "Андреевским". Инициатива его введения в круг российских геральдических символов принадлежит Петру I. Выбор Андреевского креста в качестве эмблемы для флага Петр I объяснял тем, что "от сего апостола приняла Россия святое крещение" [8].

Заключение

За долгую историю отечества - от Древнерусского государства до современной России - наша страна имела положительные и отрицательные результаты своей деятельности. С появлением морского флота, государство стало более сильным в военном отношении. Именно военно-морские силы помогали выходить победителем из самых трудных боев. Этим и объясняется высокая значимость морского флота для нашей страны.

Россия должна ориентироваться на создание флота, способного быть одним из инструментов внешней политики, обеспечивающим ее экономические интересы и национальную безопасность. В основу морской стратегии закладываются две главные концепции применения военно-морских сил России:

в мирное время - ядерное сдерживание на стратегическом уровне и военно-морское сотрудничество;

в военное время - своевременная оборона, пресечение и отражение агрессии.

Российский Военно-морской флот был и должен оставаться той реальной силой, стоящей на защите и отстаивающей национальные интересы России, во многом обеспечивающей нашей стране статус великой державы.

Несмотря на сегодняшний упадок в военно-морском строительстве, я надеюсь, что Россия займет достойное место среди военно-морских сил мира.

Список использованных источников и литературы

1. Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия российского флота // АСТ. 2003. С.3-6. С.74-75

2. Саркисова А.А. Российская наука - военно-морскому флоту // 1997. С.49

3. http://shiphistory.ru/andreyr. htm

4. http://www.morye. crimea.ua/ru/about.html

5. http://flot.com/symbols/flag. htm

6. http://ru. wikipedia.org/wiki/Андреевский_флаг

7. http://www.statesymbol.ru/memorable/20050723/39600690.html

[1] Золотарев В. А. Три столетия российского флота. СПб, 2003. С. 75

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Крымская_война. (Википедия - свободная энциклопедия)

[3] http://www.morye.crimea.ua/ru/about.html

[4] А. А. Саркисова. Российская наука Военно-Морскому флоту. 1977 . С. 49.

[5] http://flot.com/history/io7.htm (Сайт ВМФ России)

[6] http://militera.lib.ru/science/kapitanetz/06.html (Военная литература)

[7] http://ru.wikipedia.org/wiki/Андреевский_флаг (Википедия - свободная энциклопедия)

[8] http://www.statesymbol.ru/memorable/20050723/39600690.html (Государственная символика)

← Пред. стр. 2 из 2 В начало
Вперед: Новоторговый устав 1667 года
Назад: История русского законодательства
Навигация по предметам
  • Административное право (51)
  • Английский язык (21)
  • Военная подготовка (27)
  • Гражданско-процессуальное право (19)
  • Гражданское право (119)
  • История государства и права зарубежных стран (18)
  • История отечественного государства и права (53)
  • Конституционное право (87)
  • Латинский язык (1)
  • Международное право (54)
  • Международные отношения (290)
  • Муниципальное право (16)
  • Налоговое право (83)
  • Правоохранительные органы (22)
  • Предпринимательское право (11)
  • Прочее (11)
  • Семейное право (26)
  • Таможенное право (71)
  • Теория государства и права (106)
  • Трудовое право (76)
  • Уголовно-процессуальное право (141)
  • Уголовное право (178)
  • Экологическое право (3)