История отечественного флота и андреевского флага

Реферат: История отечественного флота и андреевского флага

Оглавление

Введение

Становление отечественного флота на Руси

Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота

Флот в период правления династии Романовых

Становление советского флота

Военно-Морской флот в период Великой Отечественной войны

Отечественный флот в XXI веке

Андреевский флаг и его история

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Историческая судьба нашей Родины, ее национальное и государственное развитие неразрывно связано с морями и океанами. Борьба за выходы к морям, отстаивание государственных интересов, обеспечение безопасности страны с морских направлений, развитие отношений с соседними странами - все это требовало создания регулярного боеспособного военного флота.

В данной работе мною рассматриваются основные этапы становления отечественного флота, его проблемы и достижения. Тема, для нашей страны, достаточно актуальная, так как страна, имеющая самую большую территорию в мире и омываемая со всех сторон морями и океанами, просто обязана иметь хорошо оснащенный и современный военно-морской флот.

Становление отечественного флота на Руси

История отечественного морского флота неразрывно связана со становлением русского государства. Еще в V-VI веках началось вторжение славянских племен и в причерноморские владения Византии. Одно из крупнейших в средневековье Древнерусское государство с центром в Киеве объединило восточнославянские племена. Оно вело обширную торговлю с западноевропейскими государствами, поддерживало с ними тесную экономическую, политическую и культурную связь.

Важную роль в развитии морского флота играл Великий Новгород. Он внес немалый вклад в развитие кораблестроения и мореплавания. В X веке торговля Новгорода распространялась до Константинополя. Пространство между Ладожским и Онежским озёрами, Новой Землей и Белым морем были хорошо освоены новгородскими купцами.

У Древнерусского государства была хорошо организованная и сильная армия, но постоянного флота у нее не было. В военно-морских походах киевские князья использовали торговые суда, называемые ладьями.

В XII век стал переломным в истории Древней Руси. Она разделилась на ряд удельных княжеств. Феодальная раздробленность и частые междоусобные войны ослабили Русь и в экономическом, и политическом отношении.

В середине XI в. положение раздробленных княжеств усугубилось появлением в причерноморских степях половцев. Торговля с Византией по Чёрному морю была затруднена, а с XIII века, в связи с нашествием монголо-татар, практически полностью прекратилась. Поэтому, возросло значение мореплавания по Балтийскому морю. Началось освоение морских путей в Студеном (Белом) море и Ледовитом океане.

Однако торговые связи русских с европейскими странами по Балтийскому морю находились под угрозой срыва. Воспользовавшись нашествием монголо-татар, на прибалтийские русские земли двинулись германские крестоносцы, шведы, датчане, литовцы, поляки.

Борьба за независимость с иноземными захватчиками в XIII-XIVвв., являлись также борьбой за выход к морям, за ликвидацию политической и экономической изоляции. Когда в XV-XVI вв. русские земли начали объединяться вокруг Московского княжества в единое централизованное государство, то и дело вспыхивали военные конфликты.

Следствием образования централизованного государства явились рост городов и ремесленного производства, восстановление и расширение торговли, также, укрепление военной мощи.

В середине XVI в. Иван Грозный начал военные походы против Астраханского и Казанского ханств, чтобы предотвратить набеги на русские земли и получить выход в Каспийское море. В завоеваниях участвовал и флот. В 1552 г. армия при содействии речного отряда судов взяла Казань. После этого, военная угроза с востока была устранена полностью.

В течение столетия, с середины XVI в. до середины XVII в., русские войска совместно с казаками много раз выступали против крымских татар и турок. В таких сражениях могли участвовать от сотни человек и десятка кораблей до нескольких тысяч человек и сотен судов.

Успешные действия запорожских и донских казаков в XVII в. привели к заключению в 1649 г. договора с Турцией, по которому русским разрешалось свободно плавать по Чёрному и Эгейскому морям и заходить в турецкие порты. Из-за отсутствия регулярного военно-морского флота, оставалась проблема выхода русского государства в Чёрное море.

Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота

Безуспешной оказалась и попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий. Но по условиям Кардисского мирного договора, заключенного со Швецией в 1661 г., верфи и корабли пришлось уничтожить.

Осенью 1667 г., по предложению А.Л. Ордин-Нащекина, было начато строительство судов в селе Дединово, на Оке. Трёхмачтовый парусный корабли "Орел" был спущен на воду в мае 1668 г.

Для выхода России в Черное море, Петром I было принято решение объявить войну Турции. В 1995 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения и слабой выучки, плохо подготовленной техники и отсутствия флота Азов взять не удалось. Царь, поняв это, приступил к постройке кораблей. Для этого были приглашены иностранные мастера, так как у русских людей того времени не было достаточных технических знаний. Впоследствии Петр I подготовил и русских моряков. Построив военные корабли на верфях под Воронежем, Петр отправил под Азов войска под командованием А.С. Шеина и 19 июля 1696 г. крепость была взята.

К концу XVII в. Россия уже располагала всем необходимым для создания постоянного морского флота. К этому времени успешно развивалась металлургическая промышленность, действовали железоделательные заводы, изготавливались порох, парусина, канаты и другие материалы, необходимые для оснащения судов. И что самое важное, государство имело десять судостроительных верфей, которая была способна строить как парусные, так и военные корабли, а также подготовленные кадры корабелов. Таким образом, Россия имела значительный потенциал, чтобы стать не только главной континентальной, но и морской державой. Именно этим обусловливались предпосылки принятия исторического решения огромного значения - указа Боярской Думы, принятого по настоянию Петра I 20 октября 1696 г., "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова" [1], в котором было постановлено: "Морским судам быть". Россия не имела никакого флота в Балтийском море. В 1702 г. на Ладожском озере находилась шведская флотилия. Русские полковники, посадив солдат на мелкие шлюпки, атаковали шведскую флотилию и захватили несколько судов. В 1702 г. царь занял шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. крепость Ниеншанс в устье реки Невы, где в последствии был заложен город Санкт-Петербург. В этом же году Петр начал строительство судостроительной верфи на Ладожском озере, а в 1704г. заложил Адмиралтейство и начал постройку Балтийского флота. В течение нескольких следующих лет шведы безуспешно пытались отнять русские земли на берегах Финского залива. Тем временем отечественный флот одерживал одну победу за другой. После победы в 1709 г. под Полтавой над армией Карла XII был укреплен международный авторитет России. Всему миру была показана мощь молодого русского флота. Опыт строительства морских кораблей в России в XVII в. и создание морских карт для обеспечения их плавания подготовили условия для быстрого создания Петром I Азовского флота в 1696-1711 гг., Балтийского флота в 1701-1725 г. и организации государственной морской картографии в XVIII в. Великими трудами и подвигами Императора, Московское царство обратилось в сильную мировую державу. Созданный Петром флот позволил России прочно укрепиться на море.