Советское государство и право в период интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.)

1918 г., сентября 16

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве

Раздел I АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Глава I Отделы записей актов гражданского состояния

1. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния.

Примечание 1. Ведение актов гражданского состояния российских граждан за границей возлагается на представителей России за границей.

Примечание 2. Регистрация рождений, браков и смертей, произошедших на судне во время плавания или в войске во время похода, возлагается на капитана судна или на заведующего делопроизводством войсковой части.

Означенные лица обязаны, сохранив копию акта, подлинный регистрационный документ, при первой возможности передать ближайшему отделу записей актов гражданского состояния для представления в надлежащий местный отдел.

2. Отделы записей актов гражданского состояния учреждаются:

а) Центральный - при Отделе местного самоуправления Народного комиссариата по внутренним делам;

б) окружные - при городских Советах депутатов главных городов, губерний и областей;

в) местные-при волостных и городских, а в крупных городах - при районных Советах депутатов.

3. На местные отделы записей актов гражданского состояния возлагается:

а) регистрация всех произошедших в пределах ведения соответствующего Совета депутатов событий, влияющих на гражданское положение лиц (ст. 7);

б) изготовление по требованию заинтересованных лиц засвидетельствованных выписей из реестров.

4. На окружные отделы записей актов гражданского состояния возлагается:

а) составление на основании сведений, поступающих к нимиз местных отделов, реестров лиц, зарегистрированных в пределах соответствующей губернии или области;

б) выдача справок и выписей из реестра лиц;

в) надзор за делопроизводством местных отделов записей актов гражданского состояния.

5. На Центральный отдел записей актов гражданского состояния возлагается:

а) составление и ведение общего реестра лиц, зарегистрированных в пределах Российской Республики, и русских граждан, зарегистрированных за границей;

б) выдача справок и засвидетельствованных выписей из общего реестра;

в) общий надзор за делопроизводством окружных отделов записей актов гражданского состояния и преподание им руководящих указаний.

6. Служебное положение должностных лиц, на коих возлагается регистрация актов гражданского состояния (регистраторов), порядок их назначения, перемещения и увольнения, а равно и ответственность за преступления по должности определяются положением о сотрудниках правительственных учреждений.

Глава II Порядок ведения регистрационных книг

7. Местными отделами записей актов гражданского состояния ведутся нижеследующие реестры:

а) книга записей рождений;

б) книга записей смертей;

в) книга записей отсутствующих;

г) книга записей браков;

д) книга записей разводов;

е) книга заявлений о происхождении зачатых детей;

ж) книга записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ней.

Примечание 1. Все указанные в настоящей статье книги записей ведутся по формам, вырабатываемым Центральным отделом записей актов гражданского состояния.

Примечание 2. Книги заготовляются по образцам, устанавливаемым Центральным отделом записей актов гражданского состояния, и пересылаются местным отделам за шнуром, печатью и скрепою по листам секретаря Центрального отдела и за подписью заведующего отделом или его помощника.