Государственная система России в 90-е годы ХХ века

Курсовая работа: Государственная система России в 90-е годы ХХ века

Введение

Политика так называемой перестройки в преломлении к вопросу о форме государственного единства выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Предполагалось, что союзным республикам будут предоставлены более широкие экономические и политические права, а центральные власти не будут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к их ведению. Руководители СССР считали, что, как и прежде, гарантией суверенитета союзных республик будет служить закрепленное в Конституции СССР право выхода из его состава.

Единство Советского Союза в большой мере опиралось на единство правящей партии. Идеология КПСС была глубоко интернациональной. Поэтому национализм и сепаратизм не могли свободно укорениться и развиваться, пока КПСС оставалась правящей в СССР и республиках. Демократизация внутрипартийной жизни, критика форм, методов и политической практики КПСС в области межнациональных отношений парализовали партийное воздействие. Последовавший кризис КПСС, ее раскол, отстранение от власти позволили открыть дорогу для проникновения и укоренения в сознании части населения и политического руководства республик идей национализма и сепаратизма.

Другой важнейшей опорой государственного единства СССР являлась плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов.

Современное состояние государства и права Российской Федерации представляет собой совокупный итог поэтапного, революционного, по преимуществу мирного, демонтажа советского строя и органов советского государства на территории России и процесс становления нового Российского государства. Здесь можно выделить три этапа: первый охватывает период от 12 июня 1990 года (принятие Декларации независимости РСФСР) до официального признания распада СССР и сложения полномочий Президентом СССР, т.е. до 25 декабря 1991 года; второй этап – от 26 декабря 1991 года до принятия новой Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Третий – современный период, начатый вступлением Конституции РФ в действие, сводится к приведению всех сфер политико-правовой жизни РФ в соответствие с новым конституционным законодательством.

Целью данной работы является всестороннее изучение государственной системы России в 90-е гг. ХХ века. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть исторические становления и эволюции государственной системы России, а также изучить саму государственную систему.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются исторические предпосылки становления государственной системы России в 90-е годы ХХ века, во второй – государственная система России в изучаемый период.

При написании работы была использована различная литература по данному вопросу, в том числе:

При написании первой главы – Боффа Д. И. «От СССР к России», Емелин А. С. «История государства и права России» (Окт. 1917 – дек. 1991 гг.), Сгорин В.В. «Политическая история современной России», Ахиезер А. С. «Россия: критика исторического опыта» и др.

При написании второй главы – Сырых В. М. «История государства и права России. Советский и современный периоды», Цечоев В. К. «История государства и права России ХIХ-ХХ века», Поцелуев В. А. «История России ХХ столетия: Основные проблемы», Исаев И. А. «История государства и права России», а также литература по административному праву и др.

1. Исторические предпосылки становления государственной системы России в 90-е годы ХХ века

1.1 Социальная структура общества и экономика как факторы эволюции государственной системы

К середине 1980-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально доступном уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальные противоречия в стране открыто не проявлялись. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира.

Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровню вооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось в состоянии глубокого кризиса. Главной его причиной являлось падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развития передовых держав мира: США, Японии, Канады, стран Западной Европы. Проводимая советским руководством со времен Ленина политика, направленная на конфронтацию со странами «мирового капитала» и имевшая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик [1].

Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.

К этому времени мощный научно-технологический потенциал страны,

созданный за послевоенный период в значительной степени был исчерпан. Уже с начала 1980-х гг. в экономику Советского Союза прекратился обильный приток “нефтедолларов” (в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке), а афганская “авантюра” и традиционный затратный механизм ведения хозяйства в сочетании с валовым принципом промышленной политики стремительно увеличивали бюджетный дефицит, отмечалось неуклонное падение промышленного производства. Широко разрекламированная “Продовольственная программа” (1982) к 1985 г. также оказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978 – 1984 гг. упал с 237 до 137 млн. т.). Низкая эффективность производства, отсутствие материальной заинтересованности в производительном труде, господствующая уравниловка, а также растущий голод на основные потребительские товары – вплоть до введения талонной системы распределения, способствовали созданию в СССР тех явлений, которые впоследствии будут названы застоем и механизмами торможения. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет (с середины 1970-х гг.) в 4 раза – с 12 до 4 млн. человек – сократилась доля молодежи в общественном производстве, а женщины среди рабочих и служащих составляли более половины от всех занятых (тогда как даже в первые послевоенные годы этот показатель не превышал 47%). Острейшей социальной проблемой в “обществе реального социализма” являлось пьянство: в СССР только официально зарегистрированных алкоголиков насчитывалось более 21 млн. человек.