История государства и права России (до Петра I)

Киевская русь 10-12в

1-ое крупн. устойчиыо. гос. объед. вост. славян. Сложилось из 15 крупн. област- терр. племенн. объед. Наиболее развит. земли Ильмен. славян (новг) и полян (киев). Этапы: 800-882 (нач. этап объед, объед. Новг. и Киев, призвание Рюрика в Новг, ) 882-912 (укрепление Руси Олегом, включ. древлян, родимич, северян, активн. внеш. полит: на византию – договоря 907 и 911г) В 862 Рюрик в новгор. В 879 Олег, в 882 он взял Киев. ) 913-1054 (расцвет раннефеод. монарх. подъем произв. сил, развит. феод. отнош (вотчина), рост терр, христианст, правда Ярослава (1016г), сформир. древнерус. народн.) 1054-1093 (1-ые ощутим. явлен. распада, триумвират ярославичей, княж. усобицы, правда ярославичей (1072)) 1093-1132 (новое усилен. феод. монарх. в связи с половцами, распад.) / В 912-945 Игорь (древляне в 945), ольга (945-964) – уроки и погосты. Святостлав (964-972) Владимир (980- 1015) / Раннефеод. монарх. У князя дружина – аппарат. Дань. Ольга – уроки, данщики (тиуны), погосты. Раннефеод. т.к. феод. отнош. только склад, аппарат примитивн, сохран. пережитки. Гос-во стрилось на основе институт. вассалитета. При князе высший совет (совещ. хар-ер). Полит взаимоотнош – князь управлял землями, правосуд, защита. Но обязан считаться с интерес. земель. Эконом из 3-х отраслей: с/х, ремесло, торговл. Многоукладн. эконом (общинный уклад, часновлад, феодальн. уклад- вотчина / Соц – Дореволюц. истор. говорят, что не было сословий. права одинаковые, но по фактич. полож. отличались. Карамзин: обществ. верхи (лучшие люди, лепшие, большие, бояре), низы (люди молодшие, черные, смерды). Советс. истор. школа выделяет 2 формирующихся класса: крстьяне (земледельцы), феодалы (землевлад.) Ключевс. говорит, что высший класс состоял из 2-х элемент: земские бояре (мест. племенная аристократ, потомки ровод. старейшин, военно-торгов. аристократ) служилое княжеское боярство и высший слой княжеских дружинников). В 11-12в. сближение и частью слияние земского и княж. боярства. Бояреèкрупн. землевлад. Средние слои по Ключевс: рядовая масса княж. дружинников, средн. слои городского купеч. Низшие слои – городс. и сельское простонародье. (смерды) – основн. масса: городск. или посадские ремеслен, свободн. смерды общинники, полусвобод. смерды – закупы и рядовичи, экономич. завис. Несвободн. насел – холопы (челядь): рабы-пленные, изгои, несостоят. должники из числа закупов. Церковные люди./ Особенн – 1) шел процесс классообразов. Но процессы диференц. выражены слабо. Вотчина имела рабовлад. хар-ер, не играла ведущ. роли в эконом. Руси. Доминировали общинники. 2) Основн. ячейка общ. устрой. – община. Коллективизм и уравниловка, внутр. жизнь организ. на принципах прямой демократ. 3) господст. идеал народоправства. А в европе роль играет феод. аристократ 4) у нас много городов – полит. центры. Город- гос-во. 5) всеобщее вооружен. народа.

христианство на руси

Хр. проникало в вост. слав. земли задолго до крещения. Церк. традиц. относ. начало христианизац. к 1 веку. В летопис. упоминай. хождение брата Петра – Андрея первозван. на Русь. Достоверн. сведен. относ к 9 веку. Полаг., что Аскольд и Дир приняли хр. в визант. Среди дружин. Игоря было много христ. Были и среди торговцев,ж ивших в визант. В киеве церковь св. ильи (945г). Хр. пириняла Ольга и ее окруж. Владим, став киевс. князем в 980 – 1-ая религ. реформа. Единый пантеон языч. богов. Не спосбст. формиров. новых форм морали и права, которые бы соотв. изменен. в общ. Языч. не способст. укреп. гос-ва, власти князя. Поиски новй религ. Легенда. 988 год. Знач: укрепило власть и терр. единство. Большое междунар. знач. т.к. Русь становилась равной другим странам. Роль в развит культ, испытавш. влияние Византии. / Возникла церковь, как феод-религ. организац. Во главе митроплит, назнач. из Византии. Области возглавл. епископы. Десятина