Тема 2. Организация рынка ценных бумаг

Совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении, то есть распределении и перераспределении, под влиянием меняющегося спроса и предложения по этим ресурсам со стороны различных субъектов экономики, представляет собой финансовый рынок. Финансовый рынок по общепринятой классификации состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков:

- денежного рынка (наличные деньги и выполняющие их функции краткосрочные платежные средства: векселя, чеки и др.);

- рынка ссудного капитала (банковские кредиты);

- рынка ценных бумаг.

В данной классификации векселя и чеки являются инструментами денежного рынка, хотя и относятся к ценным бумагам (см. тему 1).

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. На первичном рынке происходит размещение впервые выпущенных ценных бумаг. При этом те, кто выпускает ценные бумаги (эмитенты), формируют свои денежные ресурсы за счет средств тех, кто покупает ценные бумаги (инвесторов). Привлечение денежных ресурсов за счет выпуска ценных бумаг осуществляется бессрочно (акции) или на определенный срок (облигации). Первичный рынок производных ценных бумаг – фьючерсов и опционов имеет свою специфику, рассматриваемую в темах 6 и 7. Таким образом, на первичном рынке ценных бумаг происходит мобилизация временно свободных денежных средств и их инвестирование в экономику.

Поскольку свободные денежные средства инвесторов направляются в наиболее перспективные, по их мнению, предприятия, отрасли и сферы хозяйства, первичный рынок ценных бумаг выступает средством создания эффективной структуры национальной экономики и в значительной степени определяет размеры инвестиций в производство (акции и облигации предприятий), а также в развитие инфраструктуры и социальной сферы страны (государственные и муниципальные ценные бумаги).

Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется в следующих формах:

- прямой продажей инвесторам;

- продажей через посредников.

Посредниками могут быть коммерческие банки, специализированные инвестиционные банки или инвестиционные компании. Если посредники закупают весь выпуск ценных бумаг и принимают на себя таким образом финансовый риск, они по существующей терминологии называются подписчиками или андеррайтерами. Если посредники выступают в роли агентов, организующих первичное размещение, они либо оказывают комиссионные услуги, не становясь собственниками выпуска, либо берут на себя обязанность гаранта размещения. При большом размере нового выпуска инвестиционные банки могут объединяться – создавать эмиссионный синдикат.

Процедура выпуска (эмиссии) ценных бумаг в общем случае включает следующие этапы:

- принятие решения о выпуске;

- подготовка проспекта эмиссии;

- регистрация выпуска и проспекта эмиссии;

- издание проспекта эмиссии и публичного сообщения о выпуске;

- размещение выпуска на первичном рынке;

- регистрация итогов выпуска;

- публикация итогов выпуска.

Содержание деятельности на каждом из указанных этапов регламентируется соответствующими законодательными и нормативными документами.

Выпущенные ценные бумаги обращаются (продаются и покупаются) на вторичном рынке. При этом следует учитывать, что при росте (падении) рыночных цен на акции на вторичном рынке размер капитала, привлеченного акционерным обществом при первичном их размещении, не увеличивается и не уменьшается, то есть вторичный рынок непосредственно не влияет на размеры инвестиций и накопления в стране. Тем не менее вторичный рынок ценных бумаг, в первую очередь акций, играет важную роль в рыночной экономике.

Вперед: Тема 3.
Назад: Тема 1.