Спам: юридический анализ явления

Каждый, кто работает в сети Интернет, получает спам. Некоторые считают это неизбежным и с завидным спокойствием стирают корреспонденцию от неизвестных отправителей, другие вопиют и ропщут, высказывая свое неудовольствие провайдеру или отправителю. Есть и такие, кто внимательно прочитывает каждое пришедшее сообщение и иногда извлекает из него пользу для себя. Все названные лица принимают участие в информационных общественных отношениях, связанных с использованием сети Интернет и электронной почты, которые характеризуются определенными особенностями.

Во-первых, спам – это рассылка по воле отправителя предварительно незапрашиваемых («unsolicited») получателями электронных сообщений1. Во-вторых, рассылка является массовой (за рубежом для того, чтобы охарактеризовать данную особенность, употребляют термин «bulk»2), что достигается либо использованием значительного количества адресов электронной почты при посылке одного сообщения, либо многократной посылкой сообщений одному получателю.

1 В настоящем исследовании не рассматривается вопрос о статусе адреса электронной почты как элементе института персональных данных и о возможности использования последнего в гражданском обороте без разрешения его обладателя.

2 Bulk (англ.) – масса.

Рассылаемое при спаме сообщение в зависимости от целей и задач отправителя (спаммера) может содержать коммерческую информацию, а может не иметь отношения к коммерческой деятельности. По последнему признаку – содержанию сообщения – выделяют «коммерческий» спам – «unsolicited commercial e-mail» (общепринятая аб

бревиатура – UCE) и «некоммерческий» – «unsolicited bulk e-mail» (UBE).

Также с позиций организации текста электронного письма последнее может содержать в поле «Subject» информацию о том, что представляет из себя данное сообщение (например, что оно содержит рекламную информацию), а в тексте (теле) письма – указание, в связи с чем отправитель счел нужным обратиться к получателю без предварительного согласия на то последнего, а также сведения о том, какие действия должен предпринять получатель, чтобы в дальнейшем не получать сообщений от отправителя, т. е. содержать информацию об электронном адресе, ресурсе в сети Интернет или телефоне (обычно это toll-free phone number), которые предназначены для отписки (прекращения подписки) от незапрашиваемой информации (существующее обозначение для данной особенности – термин «opt-out»).

Названные признаки (указание в поле Subject и наличие механизма отписки) свидетельствуют о том, что отправитель понимает, что предлагаемая им информация навязывается получателям и что он добросовестно пытается снизить возможное негативное воздействие на них. Однако очень часто спаммер не только не испытывает желания снизить дискомфорт от спама, но и отказывается от ответственности за свои действия путем фальсификации адреса отправителя, использования адреса третьего лица и фальсификации заголовков сообщения. Зачастую для этих целей используется специализированное программное обеспечение (на рис. 9 приведена структура собщения электронной почты с фальсифицированным адресом отправителя).

Делается все это неслучайно – для того, чтобы максимально затруднить лицам, препятствующим и борющимся со спамом в сети Интернет, возможность установления личности отправителя и принятия соответствующих мер против последнего.