Обзор инициатив по регулированию сети Интернет в России

Целью настоящего обзора является создание у читателя представления о процессе регулирования сети Интернет в России и о становлении и развитии соответствующих организационных и научных идей и концепций.

В нем предпринята попытка рассмотреть как успешные, так и завершившиеся фиаско, но тем не менее оставившие значительный след в общественно-политической жизни, юридической науке и истории, отечественные инициативы регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с использованием сети Интернет.

Помимо предметных документов, посвященных исключительно сети Интернет, упоминаются нормативно-правовые акты и проекты, относящиеся к регулированию сходных общественных отношений в сфере использования информационных технологий, электронного документооборота и электронной коммерции, защиты информационных прав, а также развития сетевых средств массовой информации.

Характеризуя методику составления обзора, необходимо отметить следующее:

— в основном в обзоре упоминаются проекты нормативно-правовых актов федерального уровня, разработанные в системе органов государственной власти;

— весь период истории регулирования сети Интернет в России разбит на два этапа (1999–2000 годы и 2001 год), внутри которых хронология событий может быть нарушена, в частности, для группировки инициатив по предметным сферам отношений;

— анализ и оценка большинства норм и проектов предлагаемых законов минимальны, дабы избежать повторов в связи с раскрытием тех или иных проблем в последующих разделах;

— в обзоре значительный акцент делается на фактологическую составляющую;

— не рассматривается история и уроки судебной практики;

— подавляющее большинство рассматриваемых документов доступно в сети Интернет1, однако некоторые инициативы хоть и не являлись секретными, но опубликованы не были. Относительно последнего тезиса можно позволить себе обратить

внимание на следующую закономерность: значительная часть проектов нормативно-правовых актов, касающихся сети Интернет, вначале публиковалась в электронном виде на тех или иных сайтах или направлялась в предметные списки рассылки. С одной стороны, использование сети Интернет как «первоисточника» позитивно – задействованы новые технологии публикации и новые методы сбора и обработки информации об общественном мнении, с другой – данный подход нельзя назвать абсолютно адекватным и корректным, поскольку при публикации проекта нормативно-правового акта всегда должен использоваться официальный аутентичный текст и должны указываться сведения об авторах, разработчиках и других субъектах нормотворческих инициатив.

С большой степенью достоверности можно утверждать, что история регулирования российской сети Интернет берет свое начало в 1999 году, когда появились первые проекты федеральных законов и подзаконных актов о сети Интернет.

Первым из них в 1999 году стал проект № 99033755-2 Федерального Закона «Об информатизации банковской системы Российской Федерации с использованием мировой информационной сети Интернет», предложенный депутатом Государственной Думы Российской Федерации В. В. Жириновским. Одна из целей закона заключалась в «создании правовых предпосылок для информатизации российской банковской системы с использованием мировой информационной сети Интернет» (ст. 1).

1 См., например: http://www.libertarium.ru/libertarium/gov_regul, http:// wwwiisn.ru/zakon, http://wwwmedialawru/, http://wwwrussianlawnet/law/law!htm.