Краткая характеристика ключевых проблем регулирования сети Интернет

К ключевым проблемам правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет, можно отнести три:

— проблему юрисдикции отношений в сети Интернет;

— проблему ответственности информационных провайдеров (посредников);

— проблему разработки и реализации инициатив в сфере саморегуляции отношений в сети Интернет.

Они являются теми критериями, которые определяют состояние решения любой проблемы в сфере правового регулирования информационного пространства и сервисов сети Интернет.

1 См. текст Конвенции по адресу http://conventions.coe.int/.

2 На начало февраля 2002 года Конвенция не была ратифицирована ни одним из подписавших государств.

3 Art. 22.

4 Точнее, «service provider», которого Конвенция определяет как «any public or private entity that provides to users of its service the ability to communicate by means of a computer system, and any other entity that processes or stores computer data on behalf of such communication service or users of such service» (Art.1c).

Неслучайно по сути в первом международном соглашении, посвященном регулированию отношений в сети Интернет – в Convention on Cybercrime (ETS n: 185)1, подписанной 23 ноября 2001 года в Будапеште большинством стран-членов Совета Европы, а также США и Японией2, определению юрисдикции посвящена отдельная статья3, а термин «провайдер»4 встречается в тексте Convention on Cybercrime повсеместно.

В настоящем разделе будет дана краткая характеристика названных проблем. В последующих же разделах книги будут приводиться всевозможные конкретные решения, определяющие регулирование отношений с иностранными элементами, характер и степень ответственности лиц, оказывающих услуги по распространению, доступу и размещению информации в сети Интернет, а также будут рассматриваться предметные инициативы общественных и коммерческих организаций, стремящихся в рамках механизмов саморегулирования упорядочить использование сети Интернет.

Любое государство и любой человек хочет быть хозяином в своем доме. Для государств это естественное желание обеспечивается принципами международного права, принципом государственного суверенитета, заключающимся в верховенстве, самостоятельности и независимости государственной власти, и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Для личности – международным и национальным законодательством, гарантирующим всем известные права человека и гражданина.

Последнее десятилетие глобальное информационное пространство, существующее, в первую очередь, в виде сети Интернет и возникшее в результате интернационализации общественных отношений и научно-технического прогресса, заставляет пересматривать границы дома и объем прав и обязанностей хозяина. Кроме того, часть пользователей, проповедуя «экстерриториальность» Сети, декларирует свою независимость от государств и закона и борется за свою «суверенную Сеть».

Как же выглядят информационные общественные отношения, возникающие при использовании Интернета (в терминах отечественного законодательства в сфере информатизации1)?

1 Обзор такового законодательства приводится в Приложениях.

2 Федеральный Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» определяет данные понятия следующим образом:

Упрощенно цепочку информационных общественных отношений в терминах можно представить следующим образом: пользователь (потребитель) – информационный ресурс – собственник (владелец ре-сурса)2. При этом в существующей общественно-правовой ситуации

Вперед: Обзор
Назад: Law and Internet