Понятие и виды договора перевозки грузов

Федеральная служба исполнения наказаний

Академия права и управления

Кафедра гражданского права и процесса

Курсовая работа

На тему «Договор перевозки грузов».

Подготовил:  Курсант 314 уч. гр.

М. Ю. Баринов

Научный руководитель:  Кандидат юр. наук,  заместитель начальника кафедры,  капитан вн. службы

О.А. Символоков

Рязань 2006 г.

Содержание: 

Введение

1. Понятие и виды договора перевозки грузов

2. Элементы договора перевозки грузов

3. Ответственность по договору перевозки грузов

Заключение

Список литературы

Приложение (пример договора перевозки грузов)

Введение.

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической де­ятельности, живущую по особым правилам. Роль транспортазаключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве.Транспортная деятельность не сопровожда­ется созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее цен­ность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в террито­риальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация(владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых. 

Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязатель­ства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей.

Во-пер­вых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездньк началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые соб­ственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождаютобязательства перевозки.

Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Пе­ревозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, на­ходящихся “на” и “в” самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транс­портных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транс­порта в системе разделения труда. 

Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а от­дельные его виды вообще обладают естественноймонополией (железно­дорожный транспорт)[1].  Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отпра­витель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанныетранспортные услуги (внести провозную плату).  Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организацион­но-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения.