X. Виды интеллектуальной собственности, близкие к товарным знакам

А. Коллективные знаки

Коллективным товарным знаком является товарный знак хозяйственной ассоциации (коллектива или объединения), и его пользователями являются члены данного объединения. В ст. 7bis Парижской конвенции содержится требование к странам-участницам принимать к регистрации заявки на коллективные знаки. К регистрации принимаются заявки даже от тех «коллективов, которые не являются владельцами промышленного или торгового предприятия». Объединения в соответствии с их уставами могут быть открытыми для вступления в них всех, кто отвечает требованиям устава, или закрытыми, как, например, частные клубы. В некоторых странах условия использования коллективного товарного знака должны быть изложены в заявке на регистрацию, и нарушение этих условий может послужить основанием для отмены регистрации. В других странах, скажем, в США, такие условия отсутствуют и сами объединения, и их члены вправе свободно использовать коллективный товарный знак в границах, установленных законодательством, например, антимонопольным законодательством или законодательством об охране прав потребителей.

В Российской Федерации коллективный товарный знак рассматривается в качестве особой разновидности товарного знака. Им признается товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий (далее — объединение), предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам. Однако правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.

Во-первых, такой товарный знак может принадлежать только объединению предприятий. При этом коллективный товарный знак является объектом исключительного права объединения как такового, а не права, совместно принадлежащего объединенным в его составе предприятиям. Во-вторых, субъектом пользования коллективного товарного знака могут быть только такие входящие в объединение предприятия или организации, за которыми по закону признается возможность обладания индивидуальным товарным знаком. Будучи включенными в состав хозяйственного объединения, эти предприятия и организации становятся пользователями коллективного товарного знака. Сведения о предприятиях, имеющих право на пользование коллективным товарным знаком, вносятся в Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, а также в выдаваемое объединению свидетельство. Коллективный товарный знак и право на его использование не могут быть переданы другим субъектам, не входящим в объединение. В-третьих, предприятия—участники объединения могут использовать коллективный товарный знак в качестве единственного средства для обозначения товара либо применять его наряду со своим индивидуальным товарным знаком. В-четвертых, необходимым условием регистрации коллективного товарного знака является наличие у товаров, которые будут обозначаться этим знаком, единых качественных или иных общих характеристик. В-пятых, объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный товарный знак, обладает правом контроля за его использованием. В-шестых, указанные выше условия использования коллективного товарного знака отражаются в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного товарного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака.