Гражданское общество по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю

Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на формирование воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира. Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах своей творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной, антидеспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких как: "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве", " философия права", "философия духа", "философия истории" и др.

"Философия права", где наиболее цельно изложено учение о государстве и праве Гегеля является одним из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача философии права - это научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть "Наше произведение - пишет Гегель- поскольку в нем содержится наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно, должно быть". "Наука о праве, - подчеркивает он, - есть часть философии. Она должна, поэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого предмета". Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика, которая совпадает с философским конструированием системы права, как царство реализованной свободы.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

  1. Право, как свобода ("идея права"), где на ступени объективного духа все развитие определяется идеей свободы, "свобода", "право" выражают единый смысл. Отношение "свобода" и "право" опосредуются через диалектику свободной воли.
  2. Право, как определенная ступень и форма свободы, где система права как царство реализованной свободы и представляет собой иерархию "особых прав". На вершине иерархии "особых прав" стоит право государства. Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и следовательно в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
  3. Право, как закон - где оно является одним из "Особых прав". Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью и определено так то , что есть право и считается правом, что известно как закон: право есть вообще, благодаря этому определению, как положительное право." Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.