Досудебный порядок урегулирования споров

Реферат: Досудебный порядок урегулирования споров

Досудебный порядок урегулирования споров

Анализ судебной статистики

Для определенной категории споров соблюдение досудебного (претензионного) порядка их урегулирования является обязательным. Только при соблюдении данного условия хозяйственный суд принимает дело к рассмотрению. К одной из таких категорий относятся споры в сфере перевозок различными видами транспорта.

Анализ судебной статистики хозяйственных судов за 2009 год свидетельствует о росте более чем на 50 % количества обращений субъектов хозяйствования за судебной защитой своих нарушенных или оспариваемых прав по сравнению с 2008 годом. Такой значительный рост обращений участников гражданского оборота обусловлен последствиями мирового финансового кризиса, который не мог не коснуться субъектов хозяйствования Республики Беларусь, интегрированных в мировую экономику. Однако обращение за судебной защитой связано с определенными судебными расходами, в том числе с уплатой государственной пошлины, которую истец (заявитель) может потерять в случае предъявления не совсем обоснованных и оправданных требований.

Судебный порядок защиты прав в условиях пошатнувшихся хозяйственных отношений, спада потребительского спроса из-за неплатежеспособности большинства участников гражданского оборота, затоваривания складов не всегда может оказаться действенным и эффективным, так как может окончательно подорвать ранее сложившиеся партнерские связи и деловую репутацию спорящих сторон. В данных условиях особую актуальность приобретает досудебный порядок урегулирования споров, дающий сторонам дополнительную возможность, не нарушая сложившиеся отношения, путем взаимных уступок находить компромиссные решения конфликтных ситуаций.

Урегулирование спора между сторонами до обращения в суд может быть предусмотрено законодательством или договором (если это не противоречит законодательству). Из содержания ч. 3 ст. 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) следует, что если законодательными актами для определенной категории споров или договором установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка. В соответствии со ст. 151 ХПК хозяйственный суд оставляет исковое заявление (заявление, жалобу) без рассмотрения в случае наблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором.

При оставлении хозяйственным судом искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения возврат плательщику полностью или частично уплаченной суммы государственной пошлины производится в соответствии с общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь на основании п. 4 ст. 12 Закона Республики Беларусь «О государственной пошлине» в редакции Закона от 26.12.2007 № 301-З.

По любому виду обязательства, если это не противоречит законодательству, стороны могут предусмотреть досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, что согласуется с принципом диспозитивности судопроизводства в хозяйственном суде. В то же время значительная категория споров, предусмотренная законодательством, предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Не претендуя на изложение исчерпывающего перечня таких споров, с учетом иерархии нормативных правовых актов и предметов споров, приведем следующие категории споров, предусматривающие обязательный досудебный (претензионный) порядок.

Пунктом 2 ст. 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), п. 16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 в редакции постановления от 26.09.2008 № 11 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» установлено, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок. При этом срок исчисляется после истечения нормально необходимого времени для получения другой стороной предложения изменить или расторгнуть договор. Непредставление истцом доказательств соблюдения указанного порядка по принятию мер к досудебному урегулированию спора с ответчиком влечет оставление искового заявления без движения по основаниям, предусмотренным абз. 2 ч. 1 ст. 162 ХПК. Об оставлении искового заявления без движения судья выносит определение, в котором указываются причины оставления искового заявления без движения и срок (не более 15 дней), в течение которого истец должен устранить эти причины.

В случае неисполнения определения хозяйственного суда об оставлении искового заявления без движения в срок, установленный хозяйственным судом, исковое заявление подлежит возвращению на основании абз. 2 ч. 1 ст. 163 ХПК.

Также обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен законодательством в случае ликвидации юридического лица. Для этого кредиторы должны обратиться в ликвидационную комиссию юридического лица, поскольку в соответствии со ст. 58 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Требования кредиторов в силу ст. 59 ГК с момента принятия решения о ликвидации направляются в ликвидационную комиссию.

Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен для такой категории споров, как перевозка различными видами транспорта. В силу положений ст. 751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Согласно ст. 57 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон) до предъявления к автомобильному перевозчику иска, вытекающего из обязательств по автомобильной перевозке груза, обязательно предъявление ему соответствующей претензии в порядке и сроки, предусмотренные Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970.