Законность в государственном управлении

1. Понятие режима законности. Соотношение с дисциплиной

Законность является основной характеристикой правового метода регулирования общественных отношений. При ее наличии управляемые субъекты, в общем, добровольно исполняют предписания; при отсутствии добровольности требуется принудительный государственный аппарат. В научном смысле можно говорить, что в первом случае имеется нормативное регулирование, а во втором – казуальное. Оба достигают желаемого эффекта, подчинения управляемых воле управляющего, но качество общества совершенно различное.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ, ст. 15, согласно которому (п. 2), «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Законность – один из основных принципов государственного управления, определяемый подзаконностью управленческой деятельности.

Мальков В.В. считал, что осуществление принципа законности в советском государственном управлении означает строгое и неуклонное исполнение советских законов и основанных на них актов всеми органами управления, должностными лицами, учреждениями, предприятиями и гражданами. Таково же понимание режима законности практически во всех странах мира. Но это только второй элемент понятия режима законности.

А.Е. Лунев, по нашему мнению, более точно и последовательно определил: «Принцип законности в государственном управлении предполагает наличие законов, выражающих волю трудящихся и отражающих требования познанных объективных закономерностей общественного развития, и означает единообразное понимание, применение, а также безусловное и точное выполнение советских законов и основанных на них других правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами и общественными организациями». По существу же, понимание и использование общественных процессов и условий в законотворчестве имеют решающее значение для законности самих законов. Устаревшее законодательство подрывает законность так же, как и отсутствие норм по вопросам, для регулирования которых созрели общественные условия. Устаревшие законы отменяются.

В.И. Ленин, определяя меры по укреплению социалистической законности, на первое место выдвигал требование о едином понимании и применении законов на территории государства.

Третьим элементом режима законности в государстве является обеспечение режима законности, его гарантия, что проявляется в наличии специального аппарата для принудительной реализации законов. Нет смысла в государстве писать законы, которые не выполняются. Государство отличается тем, что свою волю, выраженную в законе, она реализует силой. В том числе силой всеобщего убеждения в справедливости этих законов.

Соотношение законности и дисциплины. Применяются термины «государственная дисциплина», например, цен; «финансовая дисциплина» и т.д. Государственная дисциплина означает повиновение порядкам и правилам, установленным полномочными органами государства, основанным на законах, выполнение распоряжений начальников. Плановая, договорная, финансовая дисциплина являются условием реализации режима законности в соответствующих областях государственного управления.

2. Способы обеспечения законности. Соотношение проверки исполнения, контроля и надзора

По отношению к обеспечению законности все органы государства делятся на две группы: