20. Развитие и освоение возможностей государственного управления

20.1. Государственное управление перед грядущим.

20.2. Новые знания, технологии и государственное управление.

20.3. Понятие «опережающее состояние» государственного управления.

20.4. Процесс совершенствования государственного управления.

20.1. Государственное управление перед грядущим

Вспомним хотя бы в общих чертах) все сказанное в курсе лекций, особенно в первом разделе о месте и роли государственного управления в жизнедеятельности общества и каждого человека, и сравним его с тем, что было в нашей истории (не обязательно очень далекой, достаточно одного XX века) и что мы вместе с вами наблюдаем каждый день вокруг себя. Думаю, каждый согласится с тем, что государственное управление, разумеется, как система, как общественное явление, а не замыслы и поступки отдельных людей, пусть даже самых выдающихся и нравственных, не выполнило своей общественной миссии.

Оно не смогло уберечь нас и, главным образом, наших предков от кровопролитных и малопродуктивных революций, от жестоких и разрушительных войн, от диктаторов и пустозвонов, от межнациональных конфликтов, терроризма и преступности, от напрасных растрат огромных природных, материальных и человеческих ресурсов. Чего стоит только послевоенная гонка вооружений и непримиримая конфронтация между бывшими союзниками в борьбе против фашизма, развязанная, кстати, по инициативе и вине обеих сторон (и западной, и восточной). Теперь для того, чтобы довести вооруженные силы и оборонную промышленность до разумной достаточности (оптимума), понадобятся десятки лет напряженного труда, новые технологии и опять же большие материальные издержки. К этому можно добавить деградацию природы, утрату нравственности, распад культуры (во всех уголках планеты), возникновение новых болезней и многое другое, чего можно было не допустить, если бы государственное управление было более демократично, рационально и эффективно.

В то же время государственное управление не сумело сполна воспользоваться теми большими возможностями, которые открывали перед обществом и им самим рост образованности людей, творческое гуманистическое наследие XIX века, крупные научные прорывы по обширному спектру фундаментальных и прикладных исследований, переход к индустриальному типу производства, научно-техническая революция, начавшееся освоение космического пространства, становление новых средств коммуникаций и информационного обеспечения потребностей общества и многие иные достижения человеческого разума, таланта, опыта и труда. Результаты свершенного и потенциалы оказались весьма отдаленными друг от друга.

Но я говорю об этом вовсе не для того, чтобы в очередной раз попрекнуть прошлое, покритиковать или отринуть его, найти повинных в нем и поиздеваться над ними. Это легкое, простое, однако бесполезное дело, если из прошлого не извлекать уроки, если не учиться на ошибках и заблуждениях наших предков и нас самих. Прошлое ни вернуть, ни переделать нельзя. Ценность истории состоит только в научении разумной жизни и полностью определяется способностью людей делать из нее выводы и созидать будущее, опираясь на ее совокупное (и положительное, и отрицательное) наследие. История дает нам основное: знания и опыт, остальное мы должны делать сами.

Это означает, что если в прошлом государственное управление не оправдало возлагавшихся на него надежд, то надо что-то делать так, чтобы в будущем изменить его состояние к лучшему. Предвидеть, прогнозировать, программировать, планировать всегда трудно: переменчивы обстоятельства жизни, потребности и страсти людей; решенные проблемы порождают новые и неожиданные; случаются природные катаклизмы, крупные технологические аварии и катастрофы и т.д. Но, с другой стороны, ни одному человеку, ни одному обществу не удается нормально жить, если они не заглядывают в будущее и не готовы его созидать. И здесь им помогают выявленные посредством познания определенные тенденции и закономерности общественного функционирования, движения и развития, логика тех или иных процессов, типичные явления и их последствия, опыт прошлых цивилизаций, взаимозависимости между поведением, действиями и их результатами, в конце концов человеческая интуиция и фантазия. Мы можем и должны думать о будущем, предусматривать его «вызовы» (в смысле А. Дж. Тойнби) и искать на них «ответы».