Административное право

1. Понятие социального управления

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.

Повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

  1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей илиобщностей;
  2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместнойдеятельности;
  3. направлено на достижение определенной управленческой цели;
  4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниямисубъекта;
  7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления:

А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление;

В)общественное самоуправлениеЭлементы социального управления:

А) субъект управления; Б) объект управления;

В) управленческие связи (прямыесвязи и обратные связи).

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленныхуправленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составомучастников.

Стадии процесса управления:

А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В)организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д)подведение итогов, внесение корректив.

4. Предмет административного права.

Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, атакже управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельностиобщества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

  1. между соподчиненными субъектами государственного управления(вертикальные отношения);
  2. между субъектами исполнительной власти, не находящимися всостоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
  3. между субъектами исполнительной власти и исполнительными органамиместного самоуправления;
  4. между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  5. между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
  6. между субъектами исполнительной власти и гражданами;
  7. между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

  1. между центральными органами федеральной исполнительной власти иисполнительными органами субъектов федерации;
  2. между органами исполнительной власти субъектов федерации;
  3. между органами исполнительной власти субъектов федерации иисполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления действия:

  1. внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочийорганов исполнительной власти вовне;
  2. внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемныеотношения.

5. Метод административного права.

Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающихи дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1. представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения;

2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного изучастников регулируемого отношения;