Тема 8. Производство по делам об административных правонарушениях

1. Понятие административного процесса и административного производства

Право лишь тогда приобретает свои специфические черты, когда к соблюдению установленного государством правила можно принудить. Принуждение к соблюдению права всегда болезненный процесс, ученые всегда стремились обставить действия государственных властей в этом случае определенными рамками для соблюдения прав индивида.

Проблема процессуальных средств ограничения произвола властей была очень актуальной в период коммунистического строительства Хрущева Н.С. Тогда ряд крупных советских ученых разрабатывали эти вопросы не только в применении к уголовному праву (Строгович М.С. и другие), но стало развиваться и проблема административного процесса, представленная Луневым А.Е., Салищевой Н.С. и другими.

В римской империи право было развитым, но такой научной категории, как процесс, там еще не было выделено, хотя претор и разрешал споры тяжущихся сторон и стучал жезлом по полу при вынесении решения. Открытие сущностной разницы права материального и права процессуального принадлежит Бюлову, министру юстиции Германской империи в конце ХIХ века. Но с тех пор проблема понятия процессуального права так и не стала очень ясной; ученые находят в материальных нормативных актах процессуальные нормы, а право судьи удалить слушателей из зала заседания относят к его праву материального порядка.

Ошибка в понимании идет от апологетического подхода к выражению К. Маркса «процесс есть форма жизни закона», истолкованного как правовая истина. Так, Ю.М. Козлов пишет: «Поскольку реализация предписаний правовых норм осуществляется преимущественно действиями определенных лиц, постольку процесс понимается как определенного рода деятельность, направленная на достижение тех юридических результатов, которые предполагались диспозицией данной нормы материального права. Это – процессуальная деятельность». Он же говорит о материальном праве как статике, и процессуальном праве как динамике права. Этот подход нам представляется неверным.

На самом деле истина Маркса верна лишь в общефилософском плане, но не в правовом. Содержание термина «процесс» у юристов значительно отличается от философского его понимания как последовательности действий. Для юристов процесс – это процедура выяснения правовой истины специальным государственным органом, судом общего права или судом административной юстиции. Судить – монополия государства. Юрисдикция в судах – не входит в компетенцию администрации по теории разделения властей, специфика администрации – выполнять нормы закона в натуре и в процедуре оперативной деятельности.

Процедура – это последовательность действий при выполнении правового предписания. Например, при назначении пенсии дело проходит ряд стадий, но не в рамках юридического процесса, а в рамках юридической процедуры. «В конкретном выражении административное производство есть урегулированный правом порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий вынесение законного и объективного решения по индивидуальным административным делам, объединенных общностью предмета (например, порядок разбора жалоб граждан)», пишет Ю.М. Козлов.

Административный процесс же – это процедура разрешения административных споров.

Принципами административного процесса являются:

а) общие основные принципы государственного управления;

б) специальные принципы: законности, компетентности, объективной (материальной) истины, равенства сторон перед законом (ст. 228 КАП), официальности (публичности) и его доступности гражданам, гласности, быстроты (экономичности), ответственности должностных лиц. Некоторые ученые добавляют еще принципы двуступенности и ведения производства на национальном языке (Салищева Н.Г.).