Тема 6. Правовые акты управления

В процессе государственно-управленческой деятельности органы исполнительной власти используют все три формы государственной деятельности.

1. Понятие правовых актов управления

В процессе государственно-управленческой деятельности органы исполнительной власти используют все три формы государственной деятельности:

  • правоустановительную,
  • правоисполнительную и
  • правоохранительную.

Внешнее выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия, определяют как форму управления. В числе форм управленческой деятельности называют: издание нормативных актов, издание индивидуальных актов управления, заключение договоров, осуществление организационных (организационно-технических) действий, выполнение материально–технических операций. Иногда к ним добавляют применение мер административного принуждения.

Установление и применение норм права в процессе государственного управления осуществляется государственными органами и должностными лицами путем издания актов управления. Акт управления -это инструмент властного воздействия на управляемых. Это форма реализации задач и функций исполнительной власти.

Он характеризуется следующими качествами:

а) это вариант управленческого решения в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;

б) издается только полномочным субъектом исполнительной власти;

в) это юридически властное волеизъявление.

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявления полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Акты управления – правовые акты.

Акты управления – односторонние властные. Они издаются от имени государства, являются результатом реализации государственно-властных полномочий, формой проявления государственной власти. Поэтому они авторитарны, то есть обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, и при необходимости их исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения.

Акты управления обладают всеми признаками, присущими правовым актам государственных органов. Вместе с тем, они имеют свои особенности, отличающие их от закона, судебного акта, гражданско-правового договора, служебного документа.

Закон. При соотношении различных правовых актов выдерживается принцип верховенства закона, который является высшей формой проявления государственной воли, воли народа. Закон принимается высшими органами государственной власти и служит источником для всех государственных органов, в том числе и для актов управления, издаваемых на основе и во исполнение закона. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, – гласит п. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. Одновременно, п. 2 ст. 5 Конституции РФ 1993 г. гласит: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».

Акты управления подзаконны.

Закон обладает высшей юридической силой как акт высшего органа государственной власти. Он не может быть отменен, изменен или приостановлен каким-либо иным актом. Акт управления может быть отменен, изменен или приостановлен законом. Однако различие акта управления и закона не означает большую или меньшую их обязательность. Все акты всех органов государства обязательны, несмотря на наличие иерархии норм. По моему же мнению, никакие акты не имеют высшей или низшей юридической силы, они равно обязательны, в этом и заключается их юридическая сила. И если один из них не соответствует закону, то речь не может идти о его низшей юридической силе, а только об отсутствии юридической силы у незаконного акта вообще.