Тема 5. Коллективные субъекты административного права

1. Понятие органа исполнительной власти

Понятие органа исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти. Орган исполнительной власти относится к государственным органам и в этом своем качестве отличается от органа исполнительной власти местного самоуправления, а также исполнительных органов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Функциональное назначение первых – осуществление исполнительной и распорядительной деятельности по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Для выполнения возложенных функций органы исполнительной власти наделены государственно-властными полномочиями, реализуемыми ими в характерных для этих органов правовых формах.

Органы исполнительной власти как государственные органы – это организации, наделенные государственно-властными полномочиями. Они наделены ими для осуществления руководства государственными предприятиями, учреждениями, населением, а также для выполнения иных специальных задач. Признаки государственных органов:

а) создаются государством;

б) обладают государственно-властными полномочиями;

в) действуют от имени государства;

г) их действия обеспечиваются всеми средствами государства, в том числе принуждением к исполнению их распоряжений.

Совокупность государственных органов составляет государственный аппарат.

Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещено совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Органы исполнительной власти в своем большинстве формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Издание правовых актов в пределах представленной компетенции – основное средство направляющего воздействия этих органов на функционирование исполнительной власти и деятельность управляемых субъектов административного права.

Органы исполнительной власти имеют значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам администраций краев, областей и др. субъектов). Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами гражданского права.

Государственный орган необходимо отличать от государственных предприятий и учреждений.

Государственные предприятия – организации, целью и результатом деятельности которых является достижение определенного хозяйственного эффекта, в области производственно-хозяйственной деятельности, не связанной с осуществлением властных полномочий (заводы, магазины и т.д.).

Государственные учреждения – организации, цели которых связаны с осуществлением задач в области социально-культурной или административной деятельности, но не имеющие производственно-хозяйственного назначения (школы, больницы ...).