Тема 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

1. Понятие административно-правовой нормы

Административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Более точное определение административно-правовой нормы слагается из 6 элементов: это правило поведения, установленное или санкционированное государством, неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, применяемое в сфере государственного управления и обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов.

За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное нормотворчество, – пишет Козлов Ю.М. Термины делегированное законодательство и делегирование полномочий у нас не применяется.

Законотворчество – установление правил, а издание распоряжения во исполнение нормы закона называется актом управления, он не является источником права, поэтому и судебное решение, по мнению большинства юристов, не является источником права.

Часть ученых считает, что нормы административного права, содержащиеся в различных источниках права, не равнозначны по своей юридической силе, существует иерархия административно-правовых норм. Я, напротив, считаю, что юридическая сила у любого предписания властного характера одинакова, ибо законное предписание одинаково исходит от государства и одинаково обязательно для исполнения; различие компетенции властного субъекта говорит только о круге общественных отношений, влиять на которые он уполномочен государством, но не о юридической силе его указания. Законные указания различных компетентных органов и должностных лиц обладают равной юридической силой, ибо исходит от государства.

Ю.М. Козлов утверждает, что обычно нормы закона не имеют прямого действия, в то время как другие ученые настаивают на прямом выполнении правил, закрепленных в конституции. Например, тайна телефонных переговоров в конституции закреплена и, по мнению первых ученых, действует после издания акта применения нормы закона, после издания правоприменительного акта органом исполнительной власти, по мнению других – дублирования или разъяснения норм закона подзаконными актами не требуется; закон действует непосредственно.

Общие принципы права можно назвать нормой только для законодателя. Например, ст. 22 Конституции РФ 1993 г. закрепляет личную неприкосновенность, а действующее законодательство регламентирует порядок применения к физическому лицу санкционированного государством насилия. Принципы – это общие идеи, выражающиеся в одной или ряде норм права. Непосредственного правового содержания для управляемых субъектов они не имеют.

Административно-правовые нормы обычно императивны, что выражается:

  • в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных субъектов исполнительной власти (государственного управления); согласие управляемых субъектов не требуется,
  •  нарушение такой нормы влечет ответственность перед государством. Форма ответственности также предусматривается в нормах административного права.