Тема 2. Предмет и метод административного права Российской Федерации

1. Предмет административного права

В структурном отношении правовая система состоит из отдельных правовых норм, правовых институтов (совокупности норм, регулирующих сходный круг правоотношений) и отраслей права. Отрасли права выделяются по двум признакам: предмету и методу. Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью; входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать общественные отношения в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права.

Административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей. Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления.

Для правильного понимания предмета административного права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств:

1) чтобы избежать превращения сферы государственного управления в совокупность проявлений любой общественно значимой деятельности, границы административного права определяются, прежде всего, наличием специальных субъектов – органов исполнительной власти (исполнительных органов);

2) административное право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций;

3) управленческими по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового и даже гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового регулирования.

Важные особенности административных отношений связаны, во-первых, с функционированием органов местного самоуправления, наделяемыми уже конституцией рядом функций государственного характера, хотя местное самоуправление и не признается Конституцией (ст. 12) государственной системой органов. Такую же функцию продолжают играть и профсоюзы; во-вторых, отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления не могут быть исключены из числа управленческих; в-третьих, управленческие отношения государственно-властного характера, то есть административные, имеются и в функционировании органов законодательной и судебной ветвей власти.

Таким образом, административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).